Петя Ростов — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


Петя — младший ребёнок в семье московских дворян Ростовых. В этом персонаже Лев Николаевич Толстой развивает тему дворянского детства, которой он посвятил первую повесть, к которой не раз обращался в своём творчестве. Но в романе «Война и мир» писатель делает акцент на непростом военном времени, на которое пришлось взросление мальчика. Петя растёт в любящей семье, ребёнком, не знающим тревог и огорчений. Даже семейные неурядицы (проигрыш Николая, роман Наташи с Курагиным) прошли мимо него. Из этой тепличной среды он попадает на войну, где должен сам отвечать за себя. Характеристика образа Пети Ростова складывается из двух равнозначных частей: детство в родном доме и самостоятельная жизнь в условиях войны.

Дом, детство

В начале романа Петя просто «толстый румяный мальчик в детской курточке». Радостно возбуждённый общим оживлением, он бегает за старшими, за Наташей и Николаем. Малыш хочет участвовать в их веселье, и немного сердит, что многое ещё непонятно и недоступно ему. Это резвый, смешливый, раскрепощённый и откровенный ребёнок, выросший в атмосфере любви. Здесь, в I томе, роль Пети очень невелика. Он просто участвует в создании непринуждённой, счастливой атмосферы дома Ростовых.

Мальчик гордится старшим братом, поступившим в гусары, с благоговением относится к Денисову, боевому офицеру. Вид настоящей сабли приводит его в такой восторг, что, забыв о приличиях, он врывается в комнату, где Николай и Денисов, полуодетые, ещё не покинули постелей, не подумав о сёстрах, стоящих у дверей. В общем, ведёт себя как обычный мальчик.

Война

1812-й год Петя встречает пятнадцатилетним подростком, красивым, пышущим здоровьем и полным энтузиазма. В этом возрасте поражает сходство героя со старшим братом Николаем. Патриотический порыв заставляет обоих отказаться от университета и уйти в армию. Одинаковый восторг, похожий на влюблённость, овладевает братьями при мысли о своём государе. Даже их фантазии в эти моменты очень схожи.

Как все дети Ростовых (кроме Веры), мальчик очень эмоционален. Душевные порывы надолго сохраняются в его памяти и составляют лучшие моменты жизни. Искренность патриотического воодушевления Пети в первые дни войны не вызывает сомнения. В словах, которые он произносит, порой многовато пафоса, но нет ни капли фальши. Писателю важно подчеркнуть, что патриотизм, владевший самыми широкими слоями общества, был подлинным. То, что переживал Петя Ростов, было искренним настроем большинства, разве что в чувствительном подростке эти переживания проявлялись сильнее и ярче.

В отряде Денисова

Петя, ординарец при штабе, отправлен с письмом в партизанский отряд, где намерен принять участие в настоящем бою. Герой очень желает казаться солидным, взрослым, опытным, но подросток в нём прорывается постоянно. Он переживает, что над его заботой о юном пленнике-французе могут посмеяться, но не может не спросить о нём. Наивно, почти жалобно умоляет Денисова позволить участвовать в сражении. Предлагает окружающим ножик, кофейник, кремни, изюм — что угодно, настолько он расположен ко всем, настолько счастлив, что попал в место, о котором мечтал.

Эти дни перед смертью — звёздный час Пети, лучшее и самое значительное из всего, что он пережил. Писатель посвящает мальчику несколько глав, подробно описывает его состояние, открывая читателям многое, что ранее было скрыто. Например, становится ясно, что младший брат Наташи талантлив не менее её, так же остро, как она, чувствует красоту мира и способен на неё откликаться. Он словно не знает о существовании в мире злых, коварных, лживых людей. Настолько все кажутся ему милыми, добрыми. Даже откровенный цинизм Долохова его не отталкивает. Петя ласково обращается и к офицерам, и к простому казаку, и к пленному французскому барабанщику. Его любовь к миру не имеет границ.

Отправляясь с Долоховым в разведку, Петя боится показаться трусом, обнаружить свой страх. Но умеет справиться с собой, проявляет в опасной ситуации качества, достойные опытного воина.

Погибает младший сын Ростовых именно потому, что он ещё очень юн, горяч, чистосердечен. В порыве воодушевления бросается в атаку, вопреки приказу. И вот уже его тело безжизненно лежит в грязи, побледневшее лицо испачкано кровью. Смерть изображена намеренно грубыми, скупыми красками и контрастирует с описанием предшествующей ночи, когда герой слушал «свою музыку», неотделимую от общей гармонии мира.

Вывод


Толстой, создавая образ Пети Ростова, проявляет себя как истинный мастер психологического портрета. Настолько достоверно и точно изображены колебания, неуверенность, порывистость, чувствительность подростка, что сомнения в их правдивости не возникает. Почему автору нужна была смерть героя? Петя обладал качествами, которые со временем сделали бы его замечательным человеком: деятельным, талантливым, чутким к чужим бедам. Его почти случайная смерть бессмысленна. Война, какими бы причинами она ни была вызвана, губительна для всего прекрасного, юного, наивного. Так Л. Н. Толстой обнажает беспощадность войны, которая противоречит самой жизни, уничтожает лучшее в ней.

Характеристика образа Пети Ростова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.