Характеристика образа профессора Преображенского помогает понять замысел произведения М. Булгакова, т.к. во многом мысли и слова профессора выражают мировоззрение писателя.
События повести происходят в Москве в 1924 г.
Содержание
Внешность и характер
Первое впечатление о профессоре читатели получают от Шарика — писатель смотрит на Преображенского глазами пса. Этот пёс пострадал от жестокости повара, который окатил его кипятком. Страшно болел собачий бок. Шарик сидел на холоде и скулил от боли и вдруг увидел господина — это и был профессор Преображенский. На нём была тяжёлая лисья шуба, а на ногах — фетровые ботики.
По мнению Шарика, этот господин хорошо питается, но не ворует. И ногой он никого не пинает, потому что всегда сыт, а сытые люди добрые. Пёс даже смог определить, что этот господин — человек умственного труда, это подтверждала культурная остроконечная бородка, пушистые седые усы. Но запах не привлекал Шарика: от профессора пахло больницей и сигарой. Однако ветер донёс до него и другой запах — колбасы. Голодный пёс пополз на тротуар, поближе к господину. Тот угостил его колбасой и позвал с собой. Так Шарик оказался в доме профессора Преображенского.
Профессор считает, что с людьми и животными надо обращаться ласково, терпеливо. Террор он категорически отвергает. Иногда профессор бывает вспыльчив — в этом он сам признаётся доктору Борменталю и просит у него за это прощения.
Профессору 60 лет, он хирург с мировым именем. Характер у него твёрдый, решительный. Разговаривая с представителями домкома, он держится уверенно; вежливо, но с достоинством парирует все доводы домкомовцев. Он знает себе цену, ничего не требует от новой власти, но и не уступает своего. При этом не скрывает своих взглядов: например, признаётся, что не любит пролетариат. Своему помощнику, доктору Борменталю, он советует не читать за обедом советских газет, чтобы не испортить пищеварения. И вообще не читать этих газет, т. к., по его наблюдению, читавшие «Правду» теряли в весе.
Преображенский любит музыку, оперу, особенно «Аиду», постоянно напевает «Серенаду Дон Жуана» Чайковского. Любит он всё красивое и дорогое — от еды до обстановки в квартире. К прислуге относится с уважением. Постоянно возмущается падением нравов и бескультурьем, которое воцарилось после революции. При этом он знает, как можно исправить это положение: нужно, чтобы каждый занимался своим делом и исполнял его на совесть. «Разруха не в клозетах, а в головах», — считает он, и с этим невозможно не согласиться.
Образ жизни
Дальше из наблюдений Шарика читатель узнаёт, что профессор — сторонник ласкового обращения с животными, а тем более с людьми. Террор он категорически отвергает.
Пациенты, приходившие на приём к профессору, повергли в смятение даже много повидавшего пса: все они были странно одеты, странно вели себя, но всех их объединяло стремление к омоложению для продолжения разврата, который и был общей страстью всех этих пациентов. Это понял даже бедный пёс и сделал вывод: «Похабная квартирка, но до чего хорошо!».
Профессор Преображенский живёт в благоустроенной квартире из 7 комнат с прислугой, но, по его мнению, ему необходима восьмая комната для библиотеки. Квартира была роскошной — это отметил и Шарик.
Ещё больше поразил бедолагу обеденный стол профессора с обильной едой: маринованными угрями, нарезанной тонкими ломтиками семгой, сыром в слезах, икрой в серебряной кадушке, кровавым ростбифом, осетриной… Была там и водка – профессор знал в ней толк.
Жизнь и быт простых людей в тяжёлые и голодные 20-е годы XX в. резко контрастировали с той роскошью, что читатель видит в квартире профессора. Жизнь так не любимого им пролетариата была наполнена гнилой солониной, грязными улицами и бесприютностью. Бездомная собака всё понимает, ведь она живет почти так же, как и большинство советских людей того времени — в холоде и голоде, в постоянной заботе и поисках еды и тепла. В таких тяжёлых жизненных условиях находились в то время и многие представители интеллигенции. Известно, что русский поэт Александр Блок умер в 1921 г. в Петрограде от голода и обострившихся в связи с этим болезней.
Заслуги профессора в медицине велики, его считают европейским светилом. Своё благополучие он заслужил честным трудом. Но смущает то обстоятельство, что научное направление, в котором он работал, — омоложение — было не на благо всего народа, а на удовлетворение похотей развращённой части общества. Таким образом, профессора не смущало то, что он обещал «вечную молодость» для продолжения разврата тем, кто мог заплатить за это большие деньги, тогда как многие учёные работали над более насущными проблемами: искали способы победить опасные инфекционные болезни, уносившие жизни многих людей (холера, чума), разрабатывали новые методы хирургических операций и т.д. Известны случаи, когда врачи испытывали на себе те или иные методики лечения, рискуя при этом собственной жизнью. Как далёк был от них профессор Преображенский!
Эксперимент
Оказывается, безродный голодный Шарик нужен был профессору для проведения эксперимента по омолаживанию. Он заменил его яичники и гипофиз мужскими, взятыми от скончавшегося за 4 часа до операции мужчины 25 лет. Этот эксперимент был задуман, чтобы выяснить, приживётся ли пересаженный гипофиз и как он повлияет на процесс омоложения организма у людей.
На пятый день после операции у Шарика начала выпадать шерсть, через неделю он полностью облысел, а затем начался процесс превращения Шарика в человека: у собаки отвалился хвост, появилась речь.
Результат эксперимента
И тогда профессор признал свою ошибку: пересадка гипофиза не омолаживает, а полностью очеловечивает. При этом сохраняется личность донора. А поскольку донором был пьяница и матерщинник, то таким же оказался и очеловеченный Шарик, теперь уже Полиграф Полиграфович Шариков.
Профессору пришлось изучить биографию Клима Чугункина, чтобы понять особенности новой личности — Шарикова. Оказалось, что Чугункин занимался кражами, играл на балалайке в трактирах и был трижды судим. Он был плохо сложен, мал ростом. Умер от удара ножом в сердце.
О произошедшем в доме профессора знала уже вся Москва, поэтому разнеслись слухи самые фантастические. Кроме того, Шариков стал предъявлять различные претензии, в том числе потребовал, чтобы ему сделали документы, т. к. без документов человеку существовать нельзя, а также выделили жилплощадь.
В квартире Преображенского всё перевернулось вверх дном. Профессор и не подозревал, какими последствиями обернется его эксперимент… Но ведь должен был это предвидеть, он же был учёным! Кстати, Шариков вполне логично рассудил: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить!». Смешно, но в этом он прав.
Преображенский страдает: его воспитание не позволяет ему уйти от ответственности за этот эксперимент, к тому же он понимает, что воспитать из Шарикова полноценного для общества человека невозможно. И тогда он решается на обратную операцию: снова превратить гражданина Шарикова в собаку.
Вывод
В повести «Собачье сердце» М. Булгаков размышляет о моральной ответственности учёного перед обществом.
Образ профессора Преображенского – главный в произведении. Он имеет реальных прототипов: это дядя писателя по материнской линии профессор Н.М. Покровский; Сергей Воронов — французский хирург российского происхождения, который занимался той же медицинской проблемой, что и Преображенский; советский врач Алексей Замков, создатель первого в мире препарата гормональной терапии; советский биолог-животновод Илья Иванов, основоположник метода искусственного осеменения сельскохозяйственных животных. Называют и другие имена.
Эксперимент доктора Преображенского — это пародия на социальный эксперимент большевиков по созданию нового человека. Но здесь хотелось бы отметить следующее. Повесть была написана в 1925 г. Прошло слишком мало времени, чтобы можно было окончательно осознать всё произошедшее в стране, на виду была та муть и грязь, что обычно всплывает после сильного шторма. Эту муть и видел писатель. Он делает вывод о том, что провалился не только эксперимент с очеловечиванием собаки, но и социальный эксперимент по созданию человека нового общества. Здесь можно возразить. Во-первых, надо помнить о том, кто был донором органов для бедного Шарика. Во-вторых, к 1925 году ещё не мог сформироваться человек нового социалистического общества. Это произошло несколько позже, и новые советские люди оказались вовсе не шариковыми. Сколько прекрасных врачей, учёных, конструкторов, писателей было в СССР! Сколько было сделано открытий, уникальных операций по пересадке сердца и других органов! Дорогу в космос тоже открыл советский человек, и был он совсем не дворянского, а рабоче-крестьянского происхождения.
Другое дело, что швондерам и шариковым ошибочно внушалась мысль о том, что стать хозяином жизни можно без труда, образования и собственных усилий — достаточно лишь того, что ты «пролетарий».
Характеристика образа профессора Преображенского может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.