Творчество Шекспира, величайшего драматурга-гуманиста Англии эпохи Возрождения, переведено на все основные языки мира, а его пьесы ставятся на сцене чаще, чем драматические произведения других авторов.
В чём его непреходящая популярность?
В том, что Шекспир умел показать весь спектр человеческих эмоций в самых простых, но точных и ясных словах. Так мог писать только наш А. С. Пушкин.
Трагедия «Ромео и Джульетта» повествует о том, как любовь побеждает ненависть. У этой истории должен бы быть счастливый конец, но по воле автора она стала трагедией. Характеристика образа Ромео отдельно от образа Джульетты несколько сложна, т. к. оба этих героя дополняют и развивают чувства друг друга.
Содержание
Ромео: происхождение, внешность и характер
Ромео — молодой человек из семьи Монтекки, сын представителя одного из уважаемых кланов Вероны. Он юн, строен, тонок в талии. Все знают его как благочестивого юношу, даже глава семейства Капулетти признаёт его положительные качества: хорошее поведение в обществе, честность, воспитанность, миролюбие, благородство, о чём знает вся Верона. Семьи Монтекки и Капулетти давно находятся в состоянии взаимной вражды. Но Ромео не участвует в драках и не обращает особого внимания на вражду двух семейств, во всяком случае, не поддерживает постоянно возникающие стычки между двумя кланами, в которых с удовольствием принимают участие даже слуги.
Юный Ромео влюблён в Розалину, вернее, это чувство он сам себе внушил, т. к. ему хочется казаться взрослым и не отставать от других молодых людей, испытавших уже это чувство, самоутвердиться. Он ещё достаточно наивен, поэтому свои переживания не скрывает от друзей, наоборот, постоянно подчёркивает своё якобы тяжёлое душевное состояние, томно вздыхает и жалуется друзьям на свою судьбу.
Шекспир не дал портретной характеристики Розалины, известно только, что она дала обет безбрачия, и это обстоятельство ещё более усиливает его «страдания». На самом деле любовь к Розалине — это надуманное самим юношей увлечение, оно по-настоящему не затрагивает его сердца, хотя он и говорит друзьям: «Я заживо убит ее обетом! //Я мертв – хоть жив и говорю об этом». Правильно сказал Лоренцо, что «у молодых людей любовь не в сердце, а лишь в глазах!».
Таким читатели и зрители видят Ромео до встречи с Джульеттой.
Дальнейшее развитие характера Ромео
После встречи с Джульеттой характер Ромео развивается стремительно. Лишь теперь он понял, как ошибался, принимая обычное увлечение за настоящее чувство.
Ромео был ранимым и мечтательным юношей. Но надуманная любовь к Розалине сделала его грустным, печальным и замкнутым. Отец видел состояние сына, но не мог понять, в чём дело. Об этой любви знали только близкие друзья Ромео. Они и предложили ему пойти на бал к Капулетти, чтобы развлечься. И здесь он познакомился с Джульеттой.
Все его надуманные чувства к Розалине моментально исчезли, он забыл о ней и понял, что вот она — настоящая любовь. Здесь можно упрекнуть Ромео в переменчивости чувств, в непостоянстве. Но ведь чувств и не было, была лишь игра в любовь.
Теперь его любовь настоящая, и за неё надо бороться, а борьба всегда перерождает и возвышает человека. Он начинает самостоятельно принимать решения и активно действовать. Пробирается во двор Капулетти, куда из-за вражды семейств вход для него был закрыт. Он хочет видеть и слышать любимую, поэтому его ничто не останавливает. И его друг Меркуцио отмечает, что Ромео стал прежним человеком, с которым можно говорить обо всём.
Ромео уже нет необходимости строить из себя несчастного влюблённого, его неудержимо тянет к Джульетте, он хочет быть с ней рядом. Любовь окрыляет его, делает счастливым. Но в то же время он понимает, что вражда их семей становится непреодолимым препятствием их соединению и, как благородный человек, решается на тайное венчание с Джульеттой. Кормилица устраивает им тайную брачную ночь.
Когда началась словесная перепалка между друзьями Ромео (Меркуцио и Бенволио) и двоюродным братом Джульетты Тибальтом, Ромео пытается прекратить распрю, говорит о том, что предлог для ссоры ничтожен, призывает вложить мечи в ножны, выбить оружие из рук задир, но Меркуцио ранен и умирает. Ромео мстит за смерть друга и убивает Тибальта. И теперь в его душе вместе с любовью поселяется чувство скорби за произошедшее, которого он не желал, и ещё чувство отчаяния в связи с гибелью родственника Джульетты. Правитель Вероны изгнал Ромео из города.
В соседнем городе Мантуе он узнаёт о смерти Джульетты. К чему теперь жизнь без неё? Она не имеет смысла. Купив яд, Ромео стремится в Верону, к могиле жены, чтобы умереть рядом с ней. Но в склепе находит Париса, бывшего жениха Джульетты, между ними возникает конфликт, спровоцированный Парисом. И здесь благородный юноша не желает снова проливать кровь, просит Париса уйти, но вспыхивает схватка. Ромео мечом убивает Париса, затем выпивает яд: «Я больше не уйду; здесь, здесь останусь…»
Вывод
После прочтения (или просмотра) трагедии невольно возникают вопросы: правильно ли так сильно увлекаться страстью? Можно ли делать судьбу из любви? Главное ли это в жизни? Почему история любви заканчивается трагедией? А если бы у неё был счастливый конец, разве меньше бы волновала она и удовлетворяла наши чувства?
Наверно, каждый на эти вопросы ответит по-своему. Но образ Ромео навечно стал символом возвышенной, всепоглощающей любви. Да, эта любовь слепа, она затмила всё вокруг — Ромео уже не мог трезво воспринимать и оценивать окружающий мир, но о такой любви мечтает каждый, и она, эта любовь, уже несколько сотен лет вдохновляет человечество. Их любовь — не только сила и очарование юной страсти, она благотворно воздействует на человеческую личность, возвышая и облагораживая её.
Характеристика образа Ромео может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.