Самсон Вырин — образ и характеристика героя повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»


Небольшая и, в общем-то, бесхитростная повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» только на первый взгляд кажется простой и понятной. Сразу по прочтении у читателя возникает искреннее сострадание к бедному смотрителю, к его судьбе и трагической кончине.

Но если вспомнить о том, что Пушкин не был психологическим писателем и не давал подробного описания и анализа душевных состояний своих героев, что душа человека и его характер раскрываются у него через их действия и поступки, то к жалости и сочувствию прибавляются и другие чувства.

Да, несправедливое устройство мира, судьба — важная причина бед и несчастий людей, но многое всё-таки зависит и от самого человека. И если проблему рассматривать именно под таким углом, то характеристика образа Самсона Вырина становится более многогранной и противоречивой.

Социальное положение

Станционный смотритель — отставной военный, коллежский регистратор 14 класса, это низший гражданский чин в Табели о рангах в России XVIII–XX вв.

Его работа сложна и хлопотна: он должен выдавать и принимать лошадей от путешествующих, записывать их данные, терпеть оскорбления и угрозы со стороны спешащих, если им долго не выделяют лошадей.

Самсон Вырин служит на глухой станции в селе Н. Скорее всего, он участник Отечественной войны 1812 г. — об этом говорят три медали на его сюртуке. Действие повести происходит в 1816 г. Смотритель — вдовец и один воспитывает дочь. Ей 14 лет, но она очень сообразительная и ловкая девушка, помощница отца, который говорит, что «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».

Внешность


Вырина в начале повести рассказчик описывает человеком лет пятидесяти. Он выглядел свежим и бодрым, а его длинный зелёный сюртук украшали три медали на полинялых лентах.

Через 3 года, когда повествователь снова попал на эту станцию, Самсон Вырин выглядел уже по-другому: он сильно постарел, поседел, на давно небритом лице его протянулись глубокие морщины. Спина смотрителя была сгорбленной, а весь вид — потерянным и неухоженным. Прошедшие 3–4 года превратили бодрого ещё мужчину в дряхлого старика.

Причиной этого преображения был побег из отчего дома с проезжим гусаром его дочери Дуни.

Характер

Самсон Вырин — любящий отец: он любуется своей дочерью, гордится ею и говорит о ней «с видом довольного самолюбия».

Смотритель — мирный, услужливый, скромный человек, чуждый корысти. Он легко вступает в контакт с людьми. Его доброта и доверчивость отчасти стали причиной потери бдительности, когда он поверил в мнимую болезнь, не замечая обмана, и тем самым нечаянно способствовал побегу дочери с Минским. Поступок Дуни стал ударом для бедного старика, который он так и не смог перенести. Жизнь без неё стала для него пустой и бессмысленной.

Вырин любил детей, умел общаться с ними, угощал орехами, учил вырезать дудочки. Они тоже относились к нему с любовью и помнили о нём.

Иногда смотритель любил выпить, но знал меру. После побега дочери он с горя уже потерял контроль над собой, спился и умер.

Смысл библейских картинок в доме смотрителя


При первом посещении домика смотрителя рассказчик обратил внимание на 4 картинки, украшавшие его стену. Они представляли собой библейский сюжет притчи о блудном сыне.

В ней говорится о том, что у одного отца было два сына. Младший решил жить самостоятельно, и отец разделил имение между двумя сыновьями.

Младший сын быстро всё истратил и стал нуждаться. Ему пришлось наняться в работники, где он готов был питаться даже той едой, которую давали свиньям. И тогда он решил вернуться к отцу.

Увидев его издали, отец обрадовался и побежал встречать своего блудного сына. Он дал ему чистые одежды, новую обувь и приказал заколоть откормленного телёнка, чтобы отпраздновать его возвращение.

Между тем старший сын, который всегда оставался с отцом, был удивлён таким приёмом блудного брата, возмутился и не захотел заходить в дом. Он сказал отцу, что никогда не оставлял его, честно служил ему, но ни разу не был вознаграждён за это даже козлёнком, чтобы повеселиться с друзьями, а этому блудному отец готов простить всё.

Отец ему ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Конечно, картинки эти связаны с сюжетом повести. Но кто из её героев является «блудным сыном», можно поспорить. Ведь автор не судит ни одного из своих персонажей, не обвиняет он и бедного смотрителя. Но Пушкин стоит на позиции отца из этой притчи — позиции мудрого смирения перед жизнью. Вот этого у Самсона Вырина не было. Он изначально решил, что Дуня пала жертвой забавы гусара, который наиграется красивой девушкой и бросит её. Из этого он и делает дальнейшие выводы и представляет судьбу своей милой дочери только в трагическом плане и с печальным концом. Да, у него были основания так думать, так как примеров этого в жизни было достаточно. Но при первом посещении Минского он услышал от него следующее: «…виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово». Смотритель не поверил этим словам и даже не обратил на них внимания. Больше всего его возмутили деньги, сунутые Минским за обшлаг его рукава. Он посчитал, что тот таким образом откупается от него.

Самсон Вырин не допускал даже мысли о том, что Дуня будет счастлива с гусаром и что она не может всю жизнь пробыть рядом с отцом, оставаясь в роли девочки на побегушках. Дуня была умной, развитой девушкой, это подтверждается дальнейшей её жизнью со светским человеком, умением войти в эту жизнь достойно. В своих мыслях о дальнейшей судьбе дочери отец не выходил за стены своего маленького домика, в котором так умело хозяйничала Дуня. Но она, возможно, мечтала устроить свою жизнь по-другому. И вот представился случай…

Получается, что блудный сын — это сам смотритель, запутавшийся в своих чувствах и говоривший о дочери «с видом довольного самолюбия», но исходивший в мыслях о её счастье только из собственных представлений? Он не смог принять счастья своей дочери, потому что ложно, стереотипно, понял смысл притчи — это тоже своеобразный «блуд» мысли.

Или блудный сын — это Дуня, блудная дочь, вернувшаяся к отцу в горьком раскаянии уже после его смерти?

Пушкин не даёт ответа на этот вопрос.

На самом деле все герои этой повести — и смотритель, и его дочь, и Минский — чем-то напоминают блудного сына.

Но в возвращениях блудного сына и блудной дочери всё-таки огромная разница. Сын вернулся к отцу по причине своего бедственного положения, из необходимости. У него не было другого способа выжить.

Дочь вернулась по причине переосмысления своего поступка. Она покаялась бы перед отцом, показала бы ему внуков, но было уже поздно. Поэтому она долго плакала на его могиле.

Вывод

Тема человека, сбившегося с пути, а затем раскаявшегося, была актуальной всегда.

Но здесь вопрос о Самсоне Вырине, который не мог понять, что есть типичная правда и есть частный случай. Картинки, иллюстрировавшие притчу о блудном сыне, могли стать ему подсказкой, как выбраться из трудной ситуации, но он этого не заметил, что и привело его к тупику — смерти.

Образ Самсона Вырина вызывает огромное сочувствие.

Но он не понимал, что будущее его дочери незавидно. Ему казалось, что Дуне с ним хорошо, и о лучшей жизни мечтать не стоит: « …уж ей ли не было житье?». Каким оно было на самом деле, читатели узнают из повести: «Покою ни днём, ни ночью».

Можно согласиться с мнением литературоведа Е. Поляковой: «Пушкин даёт читателям не назидательное повествование, но произведение многозначное, предлагающее разное решение, взывающие к мысли читателя».

Характеристика образа Самсона Вырина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.