Портреты помещиков в поэме Гоголя больше похожи на карикатуры. Их черты шаржированы, их внешность, поведение, образ мыслей вызывают улыбку. Однако общепризнанным фактом является двойственность персонажей «Мёртвых душ». Они пробуждают в читателе не только насмешку, но и чувство, похожее на сожаление. В наибольшей степени это относится к Михаилу Семёновичу Собакевичу, человеку, наделённому силой и умом, умеющему, в отличие от других персонажей, пользоваться ими с толком. Характеристика образа Собакевича выстроена автором тщательно, продуманно, складывается из множества точных деталей.
Содержание
Внешность
Звероподобность героя выпячена, подчёркнута Гоголем, доведена до абсурда. Имя, несуразно сидящий фрак «медвежьего цвета», неповоротливость, косолапость, грубость лица, неподвижный взгляд, низкий голос — всё должно усиливать сходство с медведем. Но свидетельствует ли это только о звериной натуре Михаила Семёновича, о животных инстинктах, управляющих им? Скорее, это показатель того, как трудно вместить могучую натуру в мир, созданный для мелких людей, для ничтожных характеров. Собакевич с трудом поворачивает крупную голову на мощной шее, наступает людям на ноги, толкает их, смотрит искоса. Он не похож на вертлявых и суетливых обитателей дворянских гостиных. Ему тяжело приспосабливаться к обстановке. Это им приходится приноравливаться к тяжёлой поступи и громадной силе этого богатыря. Писатель не зря называет Собакевича «кулак». Эта метафора говорит о крепости, мощи, собранности, готовности к удару.
Поведение
В беседе с Чичиковым неразговорчивый помещик проявляет максимум доброжелательности, на какую способен. И всё же его прямолинейность граничит с грубостью. Об общих знакомых персонаж отзывается резко, нелицеприятно. Человеку богатырского склада и размаха не по нраву люди, прикрывающиеся вежливостью и манерами, но способные на любую подлость.
Обильный, щедрый стол в доме Собакевича лучше всего обнаруживает широту его натуры. Еда — один из немногих предметов, о которых этот молчаливый человек говорит охотно, с увлечением. Поесть он любит «как душа требует», но с негодованием отвергает увлечение деликатесами, настаивая на простоте и сытности традиционных блюд.
Собакевич — прекрасный хозяин. В его большом доме всё соответствует нраву и тяжёлой основательности владельца. Изящного в окружающей его обстановке мало, зато всё надёжное, прочное.
Имением, как и домом, Михаил Семёнович распоряжается рачительно, с умом. Его мужики живут в крепких избах, пусть не украшенных резьбой, но построенных на долгие годы. В отличие от Манилова, Собакевичу не нужен приказчик, чтобы выяснить количество умерших за последние годы крепостных. Он сам по памяти легко составляет список «мёртвых душ». О каждом из почивших крестьян он может рассказать подробно. Причём говорит вдохновенно, почти восторженно, подчёркивая их мастерство. Собакевич искренне уважает способность человека трудиться с полной самоотдачей. И это самое замечательное его качество.
Сделка с Чичиковым
Если Манилова предложение Павла Ивановича привело в шок, лишило дара речи, то Собакевич отнёсся к нему как к вполне обычной коммерческой операции. Чичикову даже не пришлось что-то разъяснять хозяину, уговаривать. Тот соглашается даже раньше, чем гость заикнулся о продаже. Для предприимчивого дельца не существует этических проблем, если речь заходит о выгоде. Понимая, что предлагаемая махинация граничит с мошенничеством, Михаил Семёнович пытается изъять из неё побольше выгоды. Цена, которую он заломил за имя в списке практически равна стоимости живого крепостного человека. Но опытный торгаш справедливо полагает, что Чичиков сумеет извлечь прибыль из затеянного им предприятия, поэтому не стесняется.
Вывод
Среди героев-приобретателей (Собакевич, Коробочка, Плюшкин) медведеобразный помещик выглядит наиболее привлекательным. Он мыслит независимее и шире, чем ограниченная Коробочка. Его хозяйственность очень далека от бессмысленного накопительства Плюшкина. В герое ещё много хорошего, такого, что украсило бы любого человека: искренность, прямолинейность, широта натуры, практичность, уважение к труду. Цель писателя, очевидно, состояла не в том, чтобы указать на моральное уродство героя, а в том, чтобы показать, как искажаются, превращаются в нечто страшное даже лучшие качества характера, если не найти им достойного применения. Упорство, энергия, сила Собакевича направлены исключительно на заботу о своём благополучии. Закрывшись в узком мирке своего хозяйства, он начинает воспринимать окружающее враждебно, с недоверием. Сила, которую не к чему приложить, только досаждает окружающим. Богатырскому размаху тесно в узких рамках повседневного существования. Интересно, что Гоголь не дал своему персонажу детей. Эта деталь делает бессмысленной его деятельность. Накопленное героем некому будет передать. Образ Собакевича в какой-то степени трагичен. Одарённый природой щедрее прочих, он не нашёл себе лучшей доли, чем закрыться, сжаться, замкнуться, превратиться в «кулак».
Характеристика образа Собакевича может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.