Софья — образ и характеристика героини комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Софья Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, является одной из сторон любовного треугольника в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Ей доверен своеобразный выбор между двумя мирами: передовым, в лице Чацкого, и архаичным, представленным Молчалиным и самим Фамусовым. Поэтому характеристика образа Софьи настолько важна.

Воспитание

Дочь Фамусова росла без матери, под присмотром гувернантки. Можно не сомневаться, что её обеспечили самым лучшим по тому времени образованием: обучали музыке, танцам, пению, языкам и всему, что необходимо девушке для удачного замужества.

Но дело даже не в воспитании. Проблема в том, что у девиц, принадлежащих к элите общества, никаких целей, кроме любви и замужества не было. Девочки росли, мечтая о любви, девушки её искали. Софья не исключение. Она умна, склонна к размышлениям, начитанна, умеет всматриваться в мир, анализировать происходящее, делать самостоятельные выводы о людях и их поступках. Каким бы ни было её воспитание, оно предоставляло ей достаточно свободы, чтобы развить способность к независимому мышлению, к решительным действиям, порой идущим вразрез с общепринятой моралью.

Общество

Когда-то, ещё подростком, Софья охотно смеялась вместе с Чацким над общими знакомыми. Ей тоже казались забавными «трое из бульварных лиц» и «тот черномазенький, на ножках журавлиных», дядюшка и тётушка, француз Гильоме. Но долгое время Чацкого рядом не было, а все эти смешные люди составляли её общество, её круг, семью. Она привыкла прощать их недостатки и ценить то хорошее, что в них есть.

Пытаясь развлечь подругу детства, Александр Андреевич совершает роковую ошибку. Нападая на родственников и знакомых Софьи, он невольно ранит и её. Словно в уютный домашний круг ворвался чужак и принялся всё громить. Героиня достаточно проницательна, чтобы понимать недостатки окружающих, и обладает подлинной мудростью, потому что научилась не осуждать людей.

Уважая правила общества, Софья безрассудно нарушает их, влюбившись в секретаря своего отца. Её чувства — дерзкий вызов нормам поведения. Если роман откроется, Фамусов отошлёт дочь в деревню, а сама она станет объектом язвительных насмешек и всеобщего негодования.

Любовь и осторожность

Софья любит Молчалина совершенно искренне, в этом нет никаких сомнений. Любовь настолько овладела ею, что посвящённая в её тайну служанка Лиза боится, как бы девушка не выдала себя. Забывая об осторожности, она почти каждую ночь до рассвета проводит с любимым. Теряет сознание при виде упавшего с коня Молчалина и откровенно заявляет: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»

Но это чувство всё же далеко от реальности. Как и Татьяна у Пушкина, Софья знает о любви только из сентиментальных и романтических произведений. Подобно пушкинской героине, среди своего окружения юная дворянка выбирает того, кто более других похож на литературный идеал. Татьяна влюбляется в таинственного незнакомца из столицы, Софья — в бедного, но благородного мелкого чиновника. Обе девушки наделяют своих избранников выдуманными достоинствами, далёкими от жизни. Даже сны героинь похожи, хотя один из них выдуманный.

Молчалин ошибается, утверждая: «Любила Чацкого когда-то, //Меня разлюбит, как его». Навеянные литературой чувства Софьи такие же настоящие, как то, что испытывает Татьяна к Онегину. Лицемерие Молчалина, раскрывшееся в финале, стало для героини ошеломляющим ударом. В пьесе, где все главные персонажи переживают глубокое потрясение, она пострадала больше других.

Друг детства


Чацкий воспитывался в семье Фамусовых. Дети росли вместе, сдружились, но, вступив в юношеский возраст, Чацкий захотел жить самостоятельно, а через какое-то время молодой человек и вовсе отправляется путешествовать. Он хочет попробовать себя в разных сферах, испытать свои силы, посмотреть мир. Как это восприняла Софья? «Ах! если любит кто кого, //Зачем ума искать, и ездить так далёко?» Чацкий удивлён, не заметив в девушке прежних чувств. Но три года девушка даже не получала от Чацкого вестей. Ничего, что доказало бы, что он помнит о покинутой подруге: «Три года не писал двух слов…»

Девушка, душа которой ждала любви, обратила внимание на того, кто всегда был рядом, уважителен, внимателен, предсказуем, надёжен. Критики и читатели напрасно обвиняли Софью в том, что она предпочла ничтожного Молчалина дерзкому, независимому Чацкому. С её точки зрения ситуация выглядела иначе.

Вывод

К Софье Фамусовой можно обратить много упрёков. Она лгунья: бессовестно обманывает родного отца. Она плохо обращается с Лизой: делает её поверенной своих сердечных дел, но в любой момент может резко отчитать, прикрикнуть. По её прихоти служанка не спит ночами, а днём ей вряд ли удаётся отдохнуть. Девушка не планировала клеветать на Чацкого, но рада воспользоваться случаем и ничего не делает, чтобы развеять слухи. Однако нельзя забывать, что Софья — дитя своего времени. Узость кругозора, стереотипы, владеющие её воображением — не личные недостатки героини, а качества, свойственные не одному поколению.

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» доказывает, насколько дворянство (его женская часть) ещё не готово к проникновению в общество передовых взглядов, к появлению людей, мыслящих по-новому. Проще говоря, для появления женщин вроде тургеневской Елены Стаховой время ещё не пришло.

Характеристика образа Софьи может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.