Соня Гурвич — образ и характеристика героини повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»


Из всех героинь повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…» Соня Гурвич, наверное, меньше всех приспособлена к военной реальности. На команды и вопросы старшины отвечает не по уставу, выносливостью нужной не обладает, с портянками обращаться или на ночлег среди камней устроиться не умеет. При переходе через болото Васков даже приказывает Бричкиной взять Сонин вещмешок. Характеристика образа Сони Гурвич, погибшей до обидного нелепо, бесполезно, доказывает, насколько страшна, убийственна война для человека, в чьём мире нет места насилию, злу, смерти. Соне поневоле пришлось вместе со всей страной вступить в бой за спасение Родины. В этой битве она погибла.

Детство и юность

Девочка выросла в Минске, городе, который в самом начале войны был оккупирован. Уцелел ли кто-то из большой, дружной еврейской семьи, ей неизвестно. Внимательность, чуткость девушки, её постоянная забота о том, чтобы люди вокруг не испытывали никаких неудобств, несомненно берут начало в детстве, из многолюдной квартиры, от папы-врача, в любое время суток спешившего на помощь больному.

Школьницей и уже студенткой Московского университета Соня носила «серые и глухие, как кольчуги» платья, перешитые из ношеной одежды. Но погружённую в учёбу девушку наряды волновали в последнюю очередь. Как и отношения с молодыми людьми. Только перед самой войной она однажды сходила на свидание с неприметным юношей, проводившим много времени в читальном зале, как и сама Соня. Через пять дней после начала войны этот юноша ушёл добровольцем на фронт. Скоро и Соня надела непривычные сапоги, гимнастёрку и оказалась в составе зенитной части.

В части

На первый взгляд, боец Гурвич очень мало выделяется среди соратниц. «Незаметная и исполнительная», — пишет о ней автор. В общих диалогах её голос звучит нечасто, она не привлекает к себе внимания шутливыми замечаниями или неожиданными выходками. О том, есть ли у девушки близкие подруги среди зенитчиц, писатель не упоминает.

Васков не оставляет без внимания скромную переводчицу. Когда отряд разбивается на пары, старшина берёт её в напарницы. Через топь она пробирается сразу вслед за ним. Но такое поведение командира объясняется просто: за слабенькой девушкой нужно присматривать. Разговоров, оставшись вдвоём, спутники почти не ведут: общих тем у них мало. Соня не болтлива, но замкнутой её тоже нельзя назвать. Она откровенна и доверчива. Просто отвечает на вопросы, не ожидая от собеседника плохого: грубости или насмешки. Девушка старательно выполняет приказы Федота Евграфыча, хотя при всём желании, получается это у неё не очень. Крякает хуже, чем другие, устаёт быстрее.

Между тем, именно Гурвич должна, по указанию старшины, возглавить отряд, если он и Осянина выйдут из строя. Такой приказ — показатель высокой степени доверия.

Трудно не заметить, чуткость, тактичную заботу героини по отношению к людям. Этим во многом объясняется её неприметность: девушка не считает себя вправе привлекать к себе внимание. Обедая с Васковым из одного котелка, она вызывает его насмешливое замечание: «Я тебе, понимаешь ли, не дролюшка, и нечего мне кусочки подкладывать. Наворачивай, как бойцу положено». Хотя вряд ли Соня делала это осознанно: забота об окружающих — суть её природной интеллигентности. Соня внимательна к другим, не к себе, словно старается угадать минутку, когда сможет чем-то помочь, услужить, порадовать. Например, подстелить старшине шинель на камень, куда он собрался сесть, или сбегать за оставленным кисетом.

Дочь врача, выросшая в интеллигентной среде, среди книг и музыки, Соня, как никто из девчат, была далека от военной жизни. В её семье никто даже сапог не носил. По неопытности она взяла себе пару на два размера больше нужного. Васков с досадой замечает, что из-за этого хрупкая девушка громко топает при беге. Может, этот топот привлёк внимание фашистов, когда Гурвич, ослушавшись приказа, побежала за кисетом командира. Или девушка, обрадованная, что может сделать что-то хорошее для другого, сама наткнулась на немцев, не заметила впопыхах их близкого присутствия. Но Соня единственная из пятерых, кто оказался непосредственно в руках врага. Погибла бывшая студентка от удара ножом.

Васков с благодарностью думает о том, что Гурвич успела крикнуть перед смертью, предупредить их. Даже после гибели Соня помогает живым. С её ноги снимают сапог для Гали Четвертак, потерявшей свой в болоте.

Вывод


Война не изменила чистый, наполненный светом внутренний мир девушки. Среди холодных камней, ожидая появления немцев, она читает стихи Блока. Несчастья не ожесточили её, не сделали замкнутой или грубой. Присущая Гурвич мягкая доброжелательность — признак устойчивости её мировосприятия, уверенности в незыблемых основах, на которых покоится жизнь. Таких, как добро, красота, искренность, стремление к счастью, несмотря ни на что.

Образ Сони Гурвич — один из самых светлых в повести Бориса Васильева. Неопровержимое свидетельство несовместимости войны со всем прекрасным, добрым, чистым, что есть в человеке.

Характеристика образа Сони Гурвич может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.