Автор и Онегин — сравнительная характеристика героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Одним из главных героев романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является сам автор, поскольку множество лирических отступлений передают его чувства и мысли. Кроме того, Пушкин, представляя героев романа, описывает их как знакомых ему людей. В первой главе автор описывает Онегина как человек, всё знающий про него.

В образе Онегина в романе показан типичный герой современной Пушкину эпохи, у которого нет стремления к деятельности и который чувствует себя лишним человеком.

Иной тип представителя русского общества предстаёт в образе автора-повествователя: это европейски образованный человек, мыслящий оригинально и способный глубоко чувствовать.

Сравнительная характеристика автора и Онегина может помочь определить, насколько близки по своему характеру и миросозерцанию эти герои романа.

Роль автора в романе «Евгений Онегин»

Образ автора, его размышления объединяют весь текст произведения. Пушкин упоминает о некоторых фактах своей биографии: учёбе в Царскосельском Лицее, южной ссылке, жизни в деревне.

Отношение автора к Онегину, главному герою романа, непростое. Почти на протяжении всего действия он относится к нему с большой долей иронии. Хотя Евгений Онегин является для автора приятелем, всё же читатель чувствует авторскую иронию по отношению к образу жизни героя, к его лицемерному отношению к светским красавицам, к его «учёности» и экономическим знаниям. И всё же уже в первой главе выясняется, что автор относится к Онегину с симпатией, потому что ему нравятся такие черты характера героя: «…Мечтам невольная преданность, //Неподражательная странность //И резкий, охлаждённый ум».

Пушкин, показав противоречия в характере Евгения, предлагает оценивать поступки героя самим читателям.

Сравнение Онегина и автора

Пушкин отрицательно относится к мнению, что в Онегине он изобразил свой портрет. Но внимательный читатель заметит, что между автором и Евгением есть и различия, и сходства.

Различие

Хотя автор и Онегин схожи по духу и по положению в обществе, многое их друг от друга отличает. Сильно отличаются они своими способностями и интересами. Автор — человек творческий, увлечённый поэзией, а его приятель не способен отличить один стихотворный размер от другого. К искусству и природе они тоже относятся по-разному: Евгений в театре и на природе скучает, а автор восхищается театром и красотой природы. Автор осуждает отношение героя к любви, к женщинам: «Как рано мог он лицемерить, //Таить надежду, ревновать, //Разуверять, заставить верить, //Казаться мрачным, изнывать…» Здесь ключевое слово «казаться», то есть Пушкин подчеркнул неискренность героя, то, что он не любил, а только старался казаться влюблённым. О себе автор пишет: «Любви безумную тревогу //Я безотрадно испытал». Когда Онегин после своего трёхлетнего путешествия изменился, стал способен на высокое чувство и страстно влюбился в Татьяну, отношение к нему автора изменилось, исчезли критические оценки.

Сходство

Сближает автора и Онегина то, что они оба личности неординарные и противоречивые. В лирических отступлениях автор высказывает то пессимизм, то веру в светлое будущее, а Онегину, несмотря на его «резкий, охлаждённый ум», свойственна мечтательность.

Совпадают взгляды автора и Онегина на литературу, оба эти героя предъявляют к ней высокие требования и во многих литературных произведениях не находят глубоких мыслей: «…Там скука, там обман иль бред; //В том совести, в том смысла нет…»

Сравнительная характеристика автора и Онегина (таблица с цитатами)

Сравнительные параметры Автор Евгений Онегин
Обучение Получил образование в Царскосельском Лицее: «…в садах Лицея //Я безмятежно расцветал…» Обучение было домашним: «…француз убогий, //Чтоб не измучилось дитя, //Учил его всему шутя…»
Отношение к своему внешнему виду Уверен, что нужно следить за своим внешним видом: «Быть можно дельным человеком //И думать о красе ногтей…» Очень много времени «пред зеркалами проводил». «…В своей одежде был педант //И то, что мы назвали франт».
Отношение к мнению света Относится к мнению света критически. Первая строчка в романе: «Не мысля гордый свет забавить…»

Сообщив о том, что Евгений согласился на дуэль с Ленским, потому что боялся осуждения светских людей, автор восклицает: «И вот общественное мненье! //Пружина чести, наш кумир!»

«…Евгений, //Боясь ревнивых осуждений, //В своей одежде был педант…»

Принимает вызов Ленского на дуэль из-за боязни сплетен о его трусости, хотя понимает, что лучше помириться: «…Но шёпот, хохотня глупцов…»

Отношение к любви В течение действия романа взгляды автора на любовь меняются.

«Цветы, любовь, деревня, праздность, //Поля! я предан вам душой».

«Замечу кстати: все поэты — //Любви мечтательной друзья».

«Любви безумную тревогу //Я безотрадно испытал».

«Кого ж любить? Кому же верить? <…> Любите самого себя…»

Личность Евгения развивается. Если в первой главе о нём сказано, что «рано чувства в нём остыли», то из восьмой главы мы узнаём, что он «В Татьяну как дитя влюблён».
Отношение к труду, творчеству, поэзии Автор романа — натура творческая, он не жалеет труда и времени для создания стихов: «…ищу союза //Волшебных звуков, чувств и дум…» В отличие от своего героя, автор подвержен «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить». Евгению чуждо творчество, «труд упорный ему был тошен». К поэзии он равнодушен, у него нет способности к написанию стихов: «…Не мог он ямба от хорея, //Как мы ни бились, отличить».
Отношение к природе Любит природу, во многих лирических отступлениях даёт прекрасные её описания. Автор восклицает: «…Поля! я предан вам душой». В деревне красота природы его занимала только два дня: «…На третий роща, холм и поле //Его не занимали боле…»
Отношение к театру Восхищается театром: «Волшебный край!» В молодости часто посещал театр: «…Там, там под сению кулис //Младые дни мои неслись». Посещает театр, чтобы как-то провести время, действием на сцене не интересуется: «…на сцену //В большом рассеянье взглянул, //Отворотился — и зевнул…»

Вывод


Сравнение Онегина и автора свидетельствует, что между ними существуют и различия, и сходства. Каждый из этих героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является яркой индивидуальностью, и в то же время оба они представляют определённый тип умного, критически мыслящего человека.

Сравнительная характеристика автора и Онегина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *