Одним из главных героев романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является сам автор, поскольку множество лирических отступлений передают его чувства и мысли. Кроме того, Пушкин, представляя героев романа, описывает их как знакомых ему людей. В первой главе автор описывает Онегина как человек, всё знающий про него.
В образе Онегина в романе показан типичный герой современной Пушкину эпохи, у которого нет стремления к деятельности и который чувствует себя лишним человеком.
Иной тип представителя русского общества предстаёт в образе автора-повествователя: это европейски образованный человек, мыслящий оригинально и способный глубоко чувствовать.
Сравнительная характеристика автора и Онегина может помочь определить, насколько близки по своему характеру и миросозерцанию эти герои романа.
Содержание
Роль автора в романе «Евгений Онегин»
Образ автора, его размышления объединяют весь текст произведения. Пушкин упоминает о некоторых фактах своей биографии: учёбе в Царскосельском Лицее, южной ссылке, жизни в деревне.
Отношение автора к Онегину, главному герою романа, непростое. Почти на протяжении всего действия он относится к нему с большой долей иронии. Хотя Евгений Онегин является для автора приятелем, всё же читатель чувствует авторскую иронию по отношению к образу жизни героя, к его лицемерному отношению к светским красавицам, к его «учёности» и экономическим знаниям. И всё же уже в первой главе выясняется, что автор относится к Онегину с симпатией, потому что ему нравятся такие черты характера героя: «…Мечтам невольная преданность, //Неподражательная странность //И резкий, охлаждённый ум».
Пушкин, показав противоречия в характере Евгения, предлагает оценивать поступки героя самим читателям.
Сравнение Онегина и автора
Пушкин отрицательно относится к мнению, что в Онегине он изобразил свой портрет. Но внимательный читатель заметит, что между автором и Евгением есть и различия, и сходства.
Различие
Хотя автор и Онегин схожи по духу и по положению в обществе, многое их друг от друга отличает. Сильно отличаются они своими способностями и интересами. Автор — человек творческий, увлечённый поэзией, а его приятель не способен отличить один стихотворный размер от другого. К искусству и природе они тоже относятся по-разному: Евгений в театре и на природе скучает, а автор восхищается театром и красотой природы. Автор осуждает отношение героя к любви, к женщинам: «Как рано мог он лицемерить, //Таить надежду, ревновать, //Разуверять, заставить верить, //Казаться мрачным, изнывать…» Здесь ключевое слово «казаться», то есть Пушкин подчеркнул неискренность героя, то, что он не любил, а только старался казаться влюблённым. О себе автор пишет: «Любви безумную тревогу //Я безотрадно испытал». Когда Онегин после своего трёхлетнего путешествия изменился, стал способен на высокое чувство и страстно влюбился в Татьяну, отношение к нему автора изменилось, исчезли критические оценки.
Сходство
Сближает автора и Онегина то, что они оба личности неординарные и противоречивые. В лирических отступлениях автор высказывает то пессимизм, то веру в светлое будущее, а Онегину, несмотря на его «резкий, охлаждённый ум», свойственна мечтательность.
Совпадают взгляды автора и Онегина на литературу, оба эти героя предъявляют к ней высокие требования и во многих литературных произведениях не находят глубоких мыслей: «…Там скука, там обман иль бред; //В том совести, в том смысла нет…»
Сравнительная характеристика автора и Онегина (таблица с цитатами)
Сравнительные параметры | Автор | Евгений Онегин |
Обучение | Получил образование в Царскосельском Лицее: «…в садах Лицея //Я безмятежно расцветал…» | Обучение было домашним: «…француз убогий, //Чтоб не измучилось дитя, //Учил его всему шутя…» |
Отношение к своему внешнему виду | Уверен, что нужно следить за своим внешним видом: «Быть можно дельным человеком //И думать о красе ногтей…» | Очень много времени «пред зеркалами проводил». «…В своей одежде был педант //И то, что мы назвали франт». |
Отношение к мнению света | Относится к мнению света критически. Первая строчка в романе: «Не мысля гордый свет забавить…»
Сообщив о том, что Евгений согласился на дуэль с Ленским, потому что боялся осуждения светских людей, автор восклицает: «И вот общественное мненье! //Пружина чести, наш кумир!» |
«…Евгений, //Боясь ревнивых осуждений, //В своей одежде был педант…»
Принимает вызов Ленского на дуэль из-за боязни сплетен о его трусости, хотя понимает, что лучше помириться: «…Но шёпот, хохотня глупцов…» |
Отношение к любви | В течение действия романа взгляды автора на любовь меняются.
«Цветы, любовь, деревня, праздность, //Поля! я предан вам душой». «Замечу кстати: все поэты — //Любви мечтательной друзья». «Любви безумную тревогу //Я безотрадно испытал». «Кого ж любить? Кому же верить? <…> Любите самого себя…» |
Личность Евгения развивается. Если в первой главе о нём сказано, что «рано чувства в нём остыли», то из восьмой главы мы узнаём, что он «В Татьяну как дитя влюблён». |
Отношение к труду, творчеству, поэзии | Автор романа — натура творческая, он не жалеет труда и времени для создания стихов: «…ищу союза //Волшебных звуков, чувств и дум…» В отличие от своего героя, автор подвержен «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить». | Евгению чуждо творчество, «труд упорный ему был тошен». К поэзии он равнодушен, у него нет способности к написанию стихов: «…Не мог он ямба от хорея, //Как мы ни бились, отличить». |
Отношение к природе | Любит природу, во многих лирических отступлениях даёт прекрасные её описания. Автор восклицает: «…Поля! я предан вам душой». | В деревне красота природы его занимала только два дня: «…На третий роща, холм и поле //Его не занимали боле…» |
Отношение к театру | Восхищается театром: «Волшебный край!» В молодости часто посещал театр: «…Там, там под сению кулис //Младые дни мои неслись». | Посещает театр, чтобы как-то провести время, действием на сцене не интересуется: «…на сцену //В большом рассеянье взглянул, //Отворотился — и зевнул…» |
Вывод
Сравнение Онегина и автора свидетельствует, что между ними существуют и различия, и сходства. Каждый из этих героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является яркой индивидуальностью, и в то же время оба они представляют определённый тип умного, критически мыслящего человека.
Сравнительная характеристика автора и Онегина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.