Чацкий и Фамусов — сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Тематику комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» составляют общественно-политические вопросы, актуальные для начала 19 века. Они получают противоположную оценку главных героев этого произведения. Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова показывает, что суть их конфликта состоит в противоположных взглядах на жизнь.

Значение фамилий Чацкий и Фамусов

Фамилия одного из главных героев комедии «Горе от ума» Фамусова произведена, вероятно, от английского слова «famous» или от французского «fameus». Оба они переводятся на русский как «известный, знаменитый». Латинское слово «fama» переводится как «молва», возможно, фамилия героя — это производное от этого слова, ведь Фамусов боится «злых языков», как и Молчалин, а в конце пьесы восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить //Княгиня Марья Алексевна!»

Фамилия главного героя комедии напоминает фамилию известного своим свободомыслием Петра Яковлевича Чаадаева, фамилию которого иногда писали как «Чадаев». А в черновых вариантах комедии Грибоедов писал фамилию главного героя как «Чадский». Возможно и то, что она указывает на «чад и дым надежд», которые наполняли душу героя, разочаровавшегося в московском обществе.

Взаимоотношения Чацкого и Фамусова


Александр Андреевич Чацкий приходится Фамусову воспитанником: оставшись сиротой, мальчик жил в доме Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Конечно, его воспитанием занимались гувернёры, как принято это было в то время. Когда Александр подрос, стал жить отдельно. Последние 3 года он провёл в путешествиях. Появление Чацкого в доме Фамусова после окончания его путешествий происходит в 1-м действии (явление 7). Дом Фамусова до приезда Чацкого живёт обычной для светского общества жизнью: балы, званые обеды и ужины. Его приезда не ждали. Он нежеланный гость в доме Фамусова, так как считается в светском обществе «мотом, сорванцом». Чацкого привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери Софье, которое не угасло за годы путешествий.

Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого настороженно, так как подозревает, что Александр и Софья неравнодушны друг к другу. Фамусов считает Чацкого франтом и сорванцом, говорит и о его достоинствах: «…малый с головой, //И славно пишет, переводит».

Диалог Фамусова и Чацкого во 2-м действии комедии выявляет конфликт этих героев. Чацкий вступает в спор с Фамусовым, потому что не согласен с его жизненными ценностями и идеалами.

Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь

В диалоге этих героев выясняется, что Чацкий не приемлет взгляды Фамусова на жизнь. Но отношение к различным сторонам жизни видно и из их разговоров с другими персонажами.

Отношение к службе, богатству, кумовству

Фамусов считает службу источником почёта и богатства, поэтому в казённом доме, где он служит управляющим, «…служа́щие чужие очень редки //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» То, что в его учреждении процветает кумовство, его нисколько не смущает. Чтобы не запускать дела при таких служащих, он взял из Твери на службу способного, делового незнатного дворянина Молчалина. Фамусов получает большие деньги и чины, только подписывая бумаги, которые ему подаёт секретарь Молчалин. Причём он их даже не читает, в делах не разбирается: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой».

Если для Фамусова служба является, в первую очередь, источником выгод и богатства, то для Чацкого приемлема только служба «делу, а не лицам», от которых зависит обретение чинов. Молодой человек готовился к деятельности, полезной для Отечества: читал, учился, развивал свой ум. Он поступил на службу, но довольно скоро её оставил. Чацкий понял, что честно служить делу невозможно, так как везде процветает чинопочитание и подхалимство. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. По его мнению, служба должна быть направлена на служение Родине, а не для собственного обогащения.

Отношение к воспитанию и образованию

Просвещение в России необходимо развивать, ведь образованные люди принесут стране пользу — так считает Чацкий.

По мнению Фамусова, просвещение, «ученье — вот чума». «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь», — заявляет он. Ведь именно правильное воспитание и образование ведёт к свободе суждений, так ненавистной этому высокопоставленному чиновнику.

Отношение к иностранному влиянию

Фамусова так пугает хорошее образование, в результате которого люди становятся свободны в выборе жизненного пути, что он готов примириться с тем, что для дворянских детей нанимают в учителя не очень образованных иностранцев. Павел Афанасьевич не одобряет увлечения дочери французскими романами, но сам нанял для воспитания Софьи француженку, поскольку так было принято в светском обществе. Осуждения же со стороны светских людей Фамусов боялся.

У Чацкого, в отличие от Фамусова, отношение к преклонению перед иностранцами однозначно. Он решительно осуждает раболепие перед иностранцами и пренебрежительное отношение к русской культуре.

Отношение к народу, крепостному праву

Чацкий, разоблачая раболепие перед всем иностранным и презрение к своей культуре и народу, сожалеет, что из-за этого народ разрознен с дворянами. Он считает русский народ умным и бодрым, достойным уважения.

Протест героя против угнетения народа, против крепостного права виден в его монологе «А судьи кто?» Хоть у Чацкого есть крепостные, но он не относится к ним, как богач, которого он упоминает в монологе. Тот своих верных слуг, которые не раз спасали его жизнь и честь, выменял на трёх борзых собак. Упоминает Чацкий в монологе и другого барина, который для своего крепостного театра отнял детей у родителей, а затем для уплаты своих долгов, распродал этих детей поодиночке. Такое отношение к крепостным возмущает Чацкого.

Эти речи Чацкого Фамусов очень не одобряет и боится, не втянет ли неожиданный гость своими речами его в беду. Для него владельцы крепостных и само крепостное право критике не подлежат.

Отношение к любви, браку

У Фамусова к браку отношение простое: «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених». О любви же тут и речи нет. «Желал бы зятя он с звездами да с чинами», — говорит служанка Лиза Софье о Павле Афанасьевиче.

Главная цель возвращения в Москву Чацкого — увидеть Софью после трёх лет разлуки. Его привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери. Он надеялся, что и у неё сохранилась к нему любовь. У Чацкого же за годы, проведённые в разлуке с Софьей, любовь к этой девушке не исчезла. Ей уже минуло 17 лет, и Чацкий, вероятно, надеялся жениться на ней, это и привело его в дом Фамусова, но он там оказался нежеланным гостем: хозяин дома опасается его вольнолюбивых взглядов на жизнь, а Софья старается избегать общества Чацкого, так как она его разлюбила.

Отношение к Москве

В разговоре со Скалозубом Фамусов восхищается Москвой. Ему нравится, что среди московских дворян «по отцу и сыну честь», нравится, что они дорожат дворянством, хлебосольны: «…Дверь отперта для званых и незваных, //Особенно из иностранных…» Он утверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток», и расхваливает московских старичков, молодёжь, дам и девиц. Фамусов упоминает и о том, что в Москве после пожара 1812 года построены новые дома.

«Дома новы, но предрассудки стары», — замечает Чацкий. В 3-м действии после общения с гостями Фамусова он говорит Софье: «Душа здесь у меня каким-то горем сжата, //И в многолюдстве я потерян, сам не свой. //Нет! недоволен я Москвой».

Понимание слова «ум»


Для Фамусова умный человек — это тот, кто добился высокого положения в обществе и богатства. Житейский, практический смысл слова «ум» понятен и близок этому высокопоставленному чиновнику.

«Ум» в понимании Чацкого — это ум, который отражает высокий интеллект вольнолюбивого мыслителя. Для него умён тот, кто честен, гуманен, просвещён и способен относиться к сложившимся устоям критически.

Идеалы и жизненные ценности

Чацкий и Фамусов отстаивают разные идеалы. Для высокопоставленного чиновника идеалом является жизнь человека, добившегося высоких чинов и богатства (неважно каким путём). Жизненные ценности для него — это высокое благосостояние и высокое положение в обществе.

Отношение к идеалам у Чацкого иное. Для него идеалом и жизненной ценностью является свобода от раболепства, возможность заниматься тем, что интересует человека (службой, искусством, наукой), и вести тот образ жизни, который ему подходит.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)

Взгляды на жизнь Александр Андреевич Чацкий Павел Афанасьевич Фамусов
Отношение к службе, богатству Служить следует «делу, а не лицам», для пользы Отечества, а не для личного обогащения. Служба — источник получения высоких чинов, почёта, богатства.
Отношение к воспитанию и образованию Для пользы страны в России нужно развивать просвещение. Просвещение опасно, так как является причиной свободомыслия.
Отношение к иностранному влиянию Критически относится к преклонению перед всем иностранным. Критикует моду на всё французское, но, боясь осуждения светского общества, всё же нанял для воспитания дочери француженку.
Отношение к народу, крепостному праву Называет русский народ умным и бодрым, возмущается варварским отношением к крепостным людям. Для Фамусова крепостное право является основой материального благополучия.
Отношение к любви, браку, счастью Настоящая любовь не зависит от богатства любимого человека. Счастье — не в богатстве, а во взаимной любви. Признаёт лишь брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он дочери. Счастье для него — в богатстве.
Отношение к Москве Чацкому не нравится, что люди в Москве придерживаются старых предрассудков. Гордится московским гостеприимством, восхищается московскими старичками, молодёжью, дамами и девицами.
Отношение к смыслу слова «ум» Умный человек — это гуманный, критически мыслящий, просвещённый человек. Умён тот, кто, приспособившись к условиям жизни, извлекает для себя выгоду.
Отношение к идеалам и жизненным ценностям Жизненная ценность — свобода. Идеал — независимый и гордый человек. Жизнь человека, добившегося высоких чинов, богатства, влияния в обществе (неважно каким путём).

Вывод

Ум Чацкого сделал этого героя в представлении окружающих «чудаком», «странным человеком». А в конце комедии гости Фамусова думают о Чацком уже как о безумце. Для них неприемлемы его взгляды на жизнь и критика светского общества.

В образе Чацкого автор показал умного и гуманного «нового человека», представителя «века нынешнего», а в образе Фамусова — типичного представителя реакционного русского общества начала 19 века.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.