Чацкий и фамусовское общество — сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подняты общественно-политические вопросы, особенно актуальные для начала 19 века. Причём вопросы эти получают противоположную оценку в зависимости от того, кто их поднимает: Чацкий, который является представителем «века нынешнего», прогрессивно мыслящим человеком, или те, кто относится к фамусовскому обществу и имеют консервативные взгляды. Фамусовским обществом принято называть группу действующих лиц: Фамусова, его гостей и людей из его домашнего окружения. Они представляют «век минувший».

Отношение Чацкого к фамусовскому обществу очень критическое, он не согласен с его представителями по всем вопросам, поднятым в комедии, и высмеивает их образ жизни и жизненные ценности.

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем вопросам жизни русского общества у Чацкого и представителей «века минувшего» суждения абсолютно противоположны.

Отношение к службе, богатству

Богатство — это то, чему поклоняется всё фамусовское общество. Если человек богат, его уважают, даже раболепствуют перед ним. Как он получил это богатство, честно ли — это фамусовское общество не интересует, не интересуют его и личные качества такого богача, главное, что он богат.

Служба для Фамусова и его окружения — это только источник почёта и благосостояния. Фамусов не вникает в служебные дела, поручив это делать своему секретарю Молчалину. Обычай этого высокопоставленного чиновника таков: «…Подписано, так с плеч долой».

Фамусов ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам «сгибался вперегиб», несмотря на свою важность. А Чацкий бросил службу именно потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин, как и Фамусов, считает, что продвинуться по службе можно только угождая начальству. А полковник Скалозуб добился высокого чина, потому что знает, что «чтоб чины добыть есть многие каналы».

Чацкий же уверен, что нужно служить «делу, а не лицам», не для личного обогащения, а для блага России.

Отношение к образованию, просвещению

По мнению Чацкого, просвещение нужно развивать, чтобы образованные люди приносили пользу стране. Он критикует светских людей, которые нанимают для своих детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», да ещё из иностранцев.

Гости Фамусова критически отзываются об образованных людях, а сам хозяин дома уверен, что просвещение только вредит: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Отношение к иностранному влиянию

Чацкий сетует, что дворянским детям внушают, что иностранцы, служащие их учителями и часто не имеющие должного образования, умны. «…Как с ранних пор привыкли верить мы, //Что нам без немцев нет спасенья!», — говорит он Софье. Его возмущает, что светские люди подражают повадкам и нарядам иностранцев и французских модисток, что в светском обществе господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Гости Фамусова с восторгом слушали «французика из Бордо», очень довольного, что он приехал в Россию и увидел, что она не отличается от его родины, так как в обществе все говорят по-французски.

Отношение к народу


Говоря о рабском подражании всему иностранному, Чацкий с горечью спрашивает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? //Чтоб умный, бодрый наш народ //Хотя по языку нас не считал за немцев».

Отношение Чацкого к народу и крепостному праву отличается от того, как к ним относятся люди светского общества. Он с негодованием вспоминает, что знатный, уважаемый в свете человек выменял на борзых собак своих слуг, которые не раз спасали «в часы вина и драки» его жизнь и честь. Возмущает его и то, что другой барин забрал множество детей из их семей для крепостного балета, а затем распродал их поодиночке, чтобы заплатить свои долги.

Отношение к любви, браку

Для представителей фамусовского общества характерно отношение к браку не как к союзу любящих друг друга мужчины и женщины, а как к выгодной сделке. Они уважают тех, кто смог  жениться или выйти замуж за богатого человека, например, как почтенный камергер Кузьма Петрович, который был «богат, и на богатой был женат» (о нём упоминает Фамусов в начале 2-го действия).

Князь и княгиня Тугоуховские озабочены тем, чтобы выдать своих 6 дочерей за богатых людей. Узнав, что Чацкий холостой, княгиня велела мужу позвать его в гости, но, спросив Наталью Дмитриевну Горич, богат ли он и услышав в ответ: «О, нет!» — скомандовала мужу: «Князь, князь! Назад!»

Репетилов в разговоре со Скалозубом жалуется, что женился по расчёту, но неудачно: отец невесты метил в министры, но  когда Репетилов женился, тесть не стал его продвигать по службе, так как боялся упрёка в кумовстве. Репетилов досадует, что «приданого взял — шиш, по службе — ничего».

В фамусовском обществе считается, что главное, чтобы у жениха было хотя бы 2 тысячи крепостных. Неважно, что он за человек, — родители ведь выдают замуж дочерей не по любви, а за богатство. Вот и Фамусов — «желал бы зятя он с звездами да с чинами», как говорит Софье служанка Лиза.

Взгляды фамусовского общества на брак чужды Чацкому, потому что для него счастье состоит не в богатстве, а во взаимной любви.

Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества


Для представителей фамусовского общества ум понятен в житейском, практическом смысле этого слова. Для них умён тот, кто сумел добиться богатства и высокого положения в обществе.

Для Чацкого же умён тот человек, который обладает интеллектом свободного мыслителя, вольнодумца и способен относиться критически к социальным условиям и порядкам в стране.

Идеалы и жизненные ценности

Для людей фамусовского общества идеалом является человек высокого положения, живущий в роскоши принимающий знаки почтения и раболепства от нижестоящих людей. Жизненные ценности светского общества — это высокое положение в обществе и богатство.

Для Чацкого идеал и жизненная ценность — это свобода личная и общественная, возможность заниматься тем, к чему у человека есть интерес и способности, а не вести образ жизни, ему не подходящий, но одобряемый в светском обществе.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

В комедии «Горе от ума» среди действующих лиц один Чацкий представляет «век нынешний», а ему противостоят многочисленные представители «века минувшего». Фамусовское общество не принимает Чацкого, сумевшего всех настроить против себя, так как он открыто критиковал и светских людей, и их образ жизни.

Главный герой комедии обвиняет фамусовское общество в раболепии перед всем иностранным, в преклонении перед высокопоставленными и богатыми особами, в неприятии просвещения, в бесчеловечном отношении к крепостным. Столкновение такого свободолюбивого и критически мыслящего человека с фамусовским обществом было неизбежно, так как оно взгляды Чацкого считает опасными.

Софья распустила слух о том, что Чацкий сошёл с ума. Она в сторону говорит реплику: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, //Угодно ль на себя примерить!»

Фамусов, Молчалин, Загорецкий, Хлёстова и вообще всё фамусовское общество верит в сумасшествие Чацкого, вспоминая его реплики, речи, советы. Он окончательно отторгнут фамусовским обществом, его страстную речь о рабском подражании иностранцам уже никто не желает слушать. Он лишний человек в фамусовском обществе, да и сам он не желает оставаться в Москве.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизнь Александр Андреевич Чацкий Фамусовское общество
Отношение к службе, богатству Не приемлет богатства как цели жизни. Готов служить «делу, а не лицам». Главная ценность — богатство, полученное любым путём. Служба — средство для обогащения, а не работа на благо Отечества.
Отношение к образованию, просвещению Отчизне нужны умные люди, поэтому образование и просвещение необходимо развивать. Доверяют учить своих детей иностранным учителям, многие из которых не очень образованы.

Считают, что просвещение ведёт к свободомыслию, которое они не приемлют.

Отношение к иностранному влиянию Критикует преклонение перед всем иностранным. Восхваляют всё иностранное, презирают русскую национальную культуру.
Отношение к народу Уверен в уме и бодрости народа, осуждает тех крепостников, которые не считают крепостных за людей. Презирают народ и русскую народную культуру, не считают за людей крепостных: продают их и покупают их, как вещи.
Отношение к любви, браку, счастью Любовь — чувство, которое не зависит от богатства или бедности любимого человека. Счастье состоит во взаимной любви. Считают брак не по любви, а по расчёту единственно правильным. Счастье для них — в богатстве.
Как понимают смысл слова «ум» Умён тот, кто просвещён, гуманен, способен критически оценивать жизнь и общественные порядки. Умён тот, кто добивается богатства, умеет извлекать выгоду для себя.
Идеалы и жизненные ценности Идеал — гордый, свободолюбивый человек. Жизненная ценность — личная и общественная свобода. Идеал — человек, добившийся влияния в обществе и богатства. Жизненная ценность — богатство.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Он отличается от него своими взглядами на все стороны жизни. Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества выявляет их противостояние по главным жизненным вопросам. Автор, включив несколько внесценических персонажей (например, брата Скалозуба) показал, что люди, подобные Чацкому, уже появились в России. Они стремятся к тому, чтобы начались преобразования в стране, и за это их фамусовское общество считает опасными людьми.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.