В 1945 году Михаил Михайлович Пришвин написал на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, сказку-быль «Кладовая солнца». Книжка эта получила на нём первую премию. Действие сказки-были происходит в 1943 году. Её главные герои — брат и сестра, жившие в селе возле города Переславль-Залесского.
Историю о Насте и Митраше рассказывает один из исследователей болотных богатств (в болотах находят ценное горючее — торф). Село, где жили брат и сестра, находилось около Блудова болота, в котором, в основном, происходит действие сказки-были.
Сравнительная характеристика Насти и Митраши поможет читателю лучше понять идею (основную мысль) этого произведения. В неё представлены сходные черты этих героев и их различия.
Содержание
Судьба Насти и Митраши
Во время войны брат и сестра осиротели: отец их погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Война заставила этих детей рано повзрослеть. Насте было всего двенадцать лет, Митраша был моложе её на два года, но они научились сами справляться с большим крестьянским хозяйством, доставшимся им от родителей. Сначала соседи и дальние родственники помогали сиротам, но потом дети приобрели сноровку и умение вести своё хозяйство, а оно было немалое: изба, корова с тёлушкой, петух с курами, поросёнок, коза, овцы.
Настя, как раньше её мать, просыпалась очень рано от звука трубы пастуха, выгоняла своё стадо в общее стадо и принималась до ночи хлопотать по хозяйству.
На Митраше лежала вся мужская работа по хозяйству и общественное дело. Он бывал на всех собраниях, старался понять общественные заботы. Мальчик научился у отца бондарскому ремеслу: делал деревянную посуду для односельчан (бочонки, лохани, шайки, кадушки).
Кроме того, дети учились в школе, помогали колхозникам рыть противотанковые рвы, работать на скотном дворе, на лугах и колхозных полях. Рассказчик говорит, что не было в селе другого дома, где жили и работали так дружно, как Настя и Митраша.
Внешность
Митраша был мальчик невысокий, но крепкий, лобастый с широким затылком, курносым носом. На лице, кроме носика, была россыпь золотых веснушек. Носил он отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и казалось, что на него надет мешок, поэтому учителя между собой его прозвали «Мужичок в мешочке».
Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках. Всё лицо, кроме курносого носика, у неё было в веснушках, похожих на золотые монетки, а волосы отливали золотом.
Черты характера
Брат и сестра были очень трудолюбивые. Им были свойственны сноровка и умение, воспринятые от родителей. Митраша во всём подражал отцу: делал деревянную посуду, старался участвовать в общественной жизни. Настя, стараясь походить на мать, прилежно вела домашнее хозяйство.
Брат и сестра были умны и предусмотрительны. Собираясь на болото за клюквой, Митраша взял с собой топор, отцовское ружьё «Тулку», манки на рябчиков и компас. А Настя повесила себе через плечо на полотенце корзину (так делала мать, чтобы ручки корзины плечо не резали). Положила девочка в неё хлеб, бутылку молока, затем ещё и варёную картошку, чтобы не голодать, если вдруг она с братом заблудится.
Различия в характере у Насти и Митраши тоже были. Брат был упрямый, строптивый, а Настя отличалась спокойствием и миролюбием. Когда брат начинал хорохориться, она умела его успокоить. Но в походе за клюквой Настя не сумела уговорить брата идти вместе по плотной тропе, по которой ходило много народа. Девочка была благоразумна и доверяла опыту других людей. А Митраша очень доверял отцу, который когда-то говорил, что к палестинке, где много клюквы, нужно идти на север. Поэтому мальчик бесстрашно пошёл не по проторённой тропе, а по слабой тропинке. Нетерпеливость Митраши и его склонность к риску проявились в том, что он, увидев, что его тропа круто повернула на запад, не пошёл по ней. Митраша прошёл встретившуюся на пути полянку без кочек, хотел перескочить с неё на тропу и завяз в болоте.
Отношение автора к Насте и Митраше
Пришвин относится к своим героям с симпатией и сочувствием. Ему нравится упорство Митраши, который пошёл своим путём, а не по проторённой тропе. Но автор показал, что нетерпеливость и самонадеянность мальчика чуть его не погубила. Если бы он строго шёл по тропинке, а не сокращал путь, то с ним бы не случилось беды.
Пришвин симпатизирует и Насте. Ведь она была благоразумна, учитывала опыт других людей, которые предпочитали идти по прочной болотной тропе, а не по опасной слабой тропке.
Автор осуждает девочку за то, что, увлёкшись сбором клюквы, она забыла о брате. Но показал он и её совестливость: Настя потом стыдилась своей жадности, которая одолела её при сборе ягод. Она всю собранную клюкву отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.
Сравнительная характеристика Митраши и Насти (таблица)
Сравнительные параметры |
Митраша |
Настя |
Возраст | 10 лет | 12 лет |
Прозвище | Мужичок в мешочке | Золотая Курочка на высоких ножках |
Внешность | Невысок, крепок, лобаст, с широким затылком. Всё лицо, кроме курносого носика, в веснушках. | Волосы её имеют золотой отлив. Крупные веснушки на лице похожи на золотые монетки, только на курносом носике их нет. |
Дела, которым научились у родителей | У отца научился бондарскому ремеслу: делал кадушки, бочонки и т. п. Как отец, исполнял мужскую работу в своём хозяйстве, участвовал в общественной жизни села. | У матери научилась вести домашнее хозяйство: топить печь, варить, ухаживать за огородом, скотиной и домашними птицами. |
Характер (различие) | Митраша — мальчик упрямый, строптивый. Он нетерпелив, готов рисковать. | Настя — благоразумная и рассудительная девочка. Она спокойная, миролюбивая, умеет успокоить задиристого брата. |
Сходные черты характера | Митраша и Настя — самостоятельные, деловитые дети. От родителей к ним перешли трудолюбие, сноровка в работе, дружелюбие. |
Вывод
Образ Насти и Митраши помогает понять основную мысль сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: несмотря на разные мнения, друзьям нужно договариваться, держаться вместе. Это произведение учит читателя не забывать друзей, в сложных ситуациях быть находчивым, не опускать руки.
Сравнительная характеристика Насти и Митраши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
спасибо