«Невский проспект» является одной из первых повестей Николая Васильевича Гоголя на петербургские темы. Напечатана она была в 1835 году в сборнике гоголевских произведений, который назывался «Арабески». В этой повести автор представил не только великолепие Невского проспекта, по которому гуляют богатые господа, но и бедные кварталы, где процветает разврат, пьянство и, конечно, нищета.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова, которые являются главными героями повести «Невский проспект», выявляет тот факт, что в современном автору Петербурге люди с чистой, возвышенной душой страдали от мерзостей петербургской действительности, а глупцам и пошлякам она нравилась.
Содержание
Род деятельности главных героев
Пискарёв — бедный молодой художник, любит живопись, красоту во всём. Его приятель Пирогов — военный человек, у него чин поручика, этот герой, вероятно, тоже молод. Служит он в Петербурге, очевидно, служба занимает не много времени, так как он успевает и волочиться за женщинами, и посещать светские вечера.
История Пискарёва и Пирогова
Что общего у Пискарёва и Пирогова, почему они стали приятелями — об этом автор не упоминает. Это очень разные люди, и сходства в их характерах и взглядах на жизнь не наблюдается. Различия Пискарёва и Пирогова очень существенные. Общее в их историях то, что они начались одновременно на Невском проспекте.
Приятелям на проспекте понравились две дамы: мечтательный Пискарёв был очарован прекрасной брюнеткой, а бравый Пирогов — хорошенькой блондинкой. Робкий художник не решился познакомиться с брюнеткой, так как из-за пёстрого дорогого плаща принял её за знатную даму. Но он пошёл вслед за ней, чтобы посмотреть на дом, где она живёт.
Незнакомка улыбнулась юноше и пригласила знаками в квартиру четырёхэтажного дома. Зайдя туда, Пискарёв понял, что там живут развратные, продажные женщины, и бросился из квартиры прочь.
Во сне он увидел брюнетку. В сновидении эта молоденькая девушка была знатной дамой и хотела объяснить, почему оказалась в гнезде разврата, но сон прервался. С тех пор реальная жизнь не интересовала художника, он по-настоящему жил только в своих снах, в которых видел прекрасную брюнетку. Однажды он очнулся от сновидений и задумал жениться на ней, думая, что она вовлечена в развратную жизнь невольно и желает вырваться из неё.
Но на предложение стать его женой и честно трудиться вместе с ним, художник получил презрительный ответ, что она не будет работать. Чувствительный Пискарёв, убедившись в крушении своей мечты, дома перерезал себе горло.
Окончание приключений Пирогова не такое трагичное, но общее в его истории с историей Пискарёва состоит в том, что он тоже пережил крушение своих иллюзий, которые навеял ему Невский проспект. Дело в том, что бравому поручику не удалось затеять любовную интрижку с очаровавшей его блондинкой. Оказалось, что она замужем за почтенным немцем-жестянщиком Шиллером. Но не растерявшийся Пирогов узнал у глупенькой жены ремесленника, что того по воскресеньям не бывает дома, и пришёл к ней. Чтобы снискать её расположение, он принялся с ней танцевать, так как эта блондинка очень любила танцы. В это время пришёл муж красотки с двумя приятелями — дюжими ремесленниками Гофманом и Кунцем, и они высекли бравого поручика за приставание к жене Шиллера.
Разгневанный Пирогов хотел пожаловаться генералу, кроме того послать в Генеральный штаб просьбу наказать его обидчиков. Если же наказание будет недостаточное, он вознамерился обратиться в Государственный совет и даже к государю.
Но гнев утих после того, как Пирогов съел в кондитерской пару слоёных пирожков и почитал газетку. Затем он с удовольствием танцевал мазурку на вечере, где собрались чиновники и офицеры.
Характер
Судьба Пискарёва и Пирогова после их последней встречи на Невском проспекте сложилась по-разному, потому что у них разное отношение к жизни. Художник Пискарёв — ценитель красоты, он считал, что красота лица отражает красоту и чистоту души. Разочарование в красивой молоденькой девушке, оказавшейся продажной и не желающей вести с ним трудовую жизнь, оказалось для него настоящей трагедией.
А Пирогов ценил в жизни только удовольствия. Выпоротый поручик быстро утешился, полакомившись и потанцевав.
Контраст виден и в качествах их характеров. Пискарёв робок, застенчив, скромен, а Пирогов самоуверен, у него очень высокое самомнение.
Пискарёв — мечтатель, романтик, наивный и ранимый человек. А его приятель — пошлый обыватель, легкомысленный, туповатый человек, никакого романтизма и мечтательности в его характере не наблюдается. У него горячий нрав, но в гневе он быстро отходчив.
Отношение автора к героям
Авторское отношение к Пискарёву и Пирогову очень разное. Даже язык повествования о судьбе художника лирический, а стиль возвышенный. Это передаёт сочувствие Гоголя к Пискарёву.
Об истории поручика Пирогова автор рассказывает с иронией и насмешливостью. Его история передана в разговорном стиле.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова (таблица)
Сравнительные параметры | Пискарёв | Пирогов |
Род занятий | Занимается живописью. | Служит поручиком. |
Значение фамилии | Фамилия художника происходит от названия маленькой рыбки пескаря (это слово в 19 веке писали через «и»). Пескарей едят хищные рыбы. Бедного художника Пискарёва погубила жестокая петербургская действительность. | Фамилия поручика происходит от слова «пирог». Дав герою такую фамилию, автор намекает на то, что Пирогов любит вкусную еду и вообще ценит жизнь, состоящую из наслаждений. Интересно, что в конце истории Пирогова разгневанный поручик успокоился, съев два пирожка в кондитерской. |
Таланты | Пискарёв — талантливый молодой художник, любит писать живописные картины. | Пирогов умеет обольщать женщин, рассказывать анекдоты, декламировать стихи, пускать кольцами дым, когда курит. |
Черты характера | Робость, застенчивость, наивность, мечтательность. Ценит красоту внешнюю, но всё же красота души для него важнее. | Самонадеянность, легкомыслие, пошлость, бездуховность, горячий нрав, но быстро отходит от гнева. |
Авторское отношение к героям | Автор сочувствует Пискарёву, ему жаль, что жизнь художника закончилась трагически. | Гоголь относится к Пирогову иронично. |
Вывод
В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя главные герои, художник Пискарёв и поручик Пирогов, представляют собой два контрастных типа жителей Петербурга: человека мечтательного, ранимого, с чистой душой и человека пошлого, ограниченного, самонадеянного. Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова показывает, что поручик — антипод Пискарёва. Бедному художнику трудно жить там, где царят пороки. Современная Гоголю столичная жизнь подходила только для людей, не принимающих близко к сердцу её тёмные стороны и старающихся жить в своё удовольствие.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.