Пискарёв и Пирогов — сравнительная характеристика героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»


«Невский проспект» является одной из первых повестей Николая Васильевича Гоголя на петербургские темы. Напечатана она была в 1835 году в сборнике гоголевских произведений, который назывался «Арабески». В этой повести автор представил не только великолепие Невского проспекта, по которому гуляют богатые господа, но и бедные кварталы, где процветает разврат, пьянство и, конечно, нищета.

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова, которые являются главными героями повести «Невский проспект», выявляет тот факт, что в современном автору Петербурге люди с чистой, возвышенной душой страдали от мерзостей петербургской действительности, а глупцам и пошлякам она нравилась.

Род деятельности главных героев

Пискарёв — бедный молодой художник, любит живопись, красоту во всём. Его приятель Пирогов — военный человек, у него чин поручика, этот герой, вероятно, тоже молод. Служит он в Петербурге, очевидно, служба занимает не много времени, так как он успевает и волочиться за женщинами, и посещать светские вечера.

История Пискарёва и Пирогова

Что общего у Пискарёва и Пирогова, почему они стали приятелями — об этом автор не упоминает. Это очень разные люди, и сходства в их характерах и взглядах на жизнь не наблюдается. Различия Пискарёва и Пирогова очень существенные. Общее в их историях то, что они начались одновременно на Невском проспекте.

Приятелям на проспекте понравились две дамы: мечтательный Пискарёв был очарован прекрасной брюнеткой, а бравый Пирогов — хорошенькой блондинкой. Робкий художник не решился познакомиться с брюнеткой, так как из-за пёстрого дорогого плаща принял её за знатную даму. Но он пошёл вслед за ней, чтобы посмотреть на дом, где она живёт.

Незнакомка улыбнулась юноше и пригласила знаками в квартиру четырёхэтажного дома. Зайдя туда, Пискарёв понял, что там живут развратные, продажные женщины, и бросился из квартиры прочь.

Во сне он увидел брюнетку. В сновидении эта молоденькая девушка была знатной дамой и хотела объяснить, почему оказалась в гнезде разврата, но сон прервался. С тех пор реальная жизнь не интересовала художника, он по-настоящему жил только в своих снах, в которых видел прекрасную брюнетку. Однажды он очнулся от сновидений и задумал жениться на ней, думая, что она вовлечена в развратную жизнь невольно и желает вырваться из неё.

Но на предложение стать его женой и честно трудиться вместе с ним, художник получил презрительный ответ, что она не будет работать. Чувствительный Пискарёв, убедившись в крушении своей мечты, дома перерезал себе горло.

Окончание приключений Пирогова не такое трагичное, но общее в его истории с историей Пискарёва состоит в том, что он тоже пережил крушение своих иллюзий, которые навеял ему Невский проспект. Дело в том, что бравому поручику не удалось затеять любовную интрижку с очаровавшей его блондинкой. Оказалось, что она замужем за почтенным немцем-жестянщиком Шиллером. Но не растерявшийся Пирогов узнал у глупенькой жены ремесленника, что того по воскресеньям не бывает дома, и пришёл к ней. Чтобы снискать её расположение, он принялся с ней танцевать, так как эта блондинка очень любила танцы. В это время пришёл муж красотки с двумя приятелями — дюжими ремесленниками Гофманом и Кунцем, и они высекли бравого поручика за приставание к жене Шиллера.

Разгневанный Пирогов хотел пожаловаться генералу, кроме того послать в Генеральный штаб просьбу наказать его обидчиков. Если же наказание будет недостаточное, он вознамерился обратиться в Государственный совет и даже к государю.

Но гнев утих после того, как Пирогов съел в кондитерской пару слоёных пирожков и почитал газетку. Затем он с удовольствием танцевал мазурку на вечере, где собрались чиновники и офицеры.

Характер


Судьба Пискарёва и Пирогова после их последней встречи на Невском проспекте сложилась по-разному, потому что у них разное отношение к жизни. Художник Пискарёв — ценитель красоты, он считал, что красота лица отражает красоту и чистоту души. Разочарование в красивой молоденькой девушке, оказавшейся продажной и не желающей вести с ним трудовую жизнь, оказалось для него настоящей трагедией.

А Пирогов ценил в жизни только удовольствия. Выпоротый поручик быстро утешился, полакомившись и потанцевав.

Контраст виден и в качествах их характеров. Пискарёв робок, застенчив, скромен, а Пирогов самоуверен, у него очень высокое самомнение.

Пискарёв — мечтатель, романтик, наивный и ранимый человек. А его приятель — пошлый обыватель, легкомысленный, туповатый человек, никакого романтизма и мечтательности в его характере не наблюдается. У него горячий нрав, но в гневе он быстро отходчив.

Отношение автора к героям

Авторское отношение к Пискарёву и Пирогову очень разное. Даже язык повествования о судьбе художника лирический, а стиль возвышенный. Это передаёт сочувствие Гоголя к Пискарёву.

Об истории поручика Пирогова автор рассказывает с иронией и насмешливостью. Его история передана в разговорном стиле.

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова (таблица)

Сравнительные параметры Пискарёв Пирогов
Род занятий Занимается живописью. Служит поручиком.
Значение фамилии Фамилия художника происходит от названия маленькой рыбки пескаря (это слово в 19 веке писали через «и»). Пескарей едят хищные рыбы. Бедного художника Пискарёва погубила жестокая петербургская действительность. Фамилия поручика происходит от слова «пирог». Дав герою такую фамилию, автор намекает на то, что Пирогов любит вкусную еду и вообще ценит жизнь, состоящую из наслаждений. Интересно, что в конце истории Пирогова разгневанный поручик успокоился, съев два пирожка в кондитерской.
Таланты Пискарёв — талантливый молодой художник, любит писать живописные картины. Пирогов умеет обольщать женщин, рассказывать анекдоты, декламировать стихи, пускать кольцами дым, когда курит.
Черты характера Робость, застенчивость, наивность, мечтательность. Ценит красоту внешнюю, но всё же красота души для него важнее. Самонадеянность, легкомыслие, пошлость, бездуховность, горячий нрав, но быстро отходит от гнева.
Авторское отношение к героям Автор сочувствует Пискарёву, ему жаль, что жизнь художника закончилась трагически. Гоголь относится к Пирогову иронично.

Вывод

В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя главные герои, художник Пискарёв и поручик Пирогов, представляют собой два контрастных типа жителей Петербурга: человека мечтательного, ранимого, с чистой душой и человека пошлого, ограниченного, самонадеянного. Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова показывает, что поручик — антипод Пискарёва. Бедному художнику трудно жить там, где царят пороки. Современная Гоголю столичная жизнь подходила только для людей, не принимающих близко к сердцу её тёмные стороны и старающихся жить в своё удовольствие.

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.