Тушин — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


Капитан артиллерии Тушин появляется во II части первого тома почти одновременно с картинами первых сражений. Он возникает в повествовании вместе с войной, что создаёт ощущение, будто он часть военной жизни, в другой обстановке его просто не существует. Капитан — труженик войны. В прописанной в заглавии антитезе «война — мир» его место обозначено автором со всей определённостью. Характеристика образа Тушина даёт представление о том, каким виделся Толстому типичный офицер, для которого война — привычная работа, дело жизни.

Внешняя характеристика

Являющийся неотделимой частью войны, Тушин выглядит на удивление не по-военному. «Маленький, грязный, худой», без сапог, таким князь Андрей видит его в палатке маркитанта. На выговор штаб-офицера Тушин отвечает «не совсем естественной» улыбкой, неловко переминаясь с одной необутой ноги на другую. Он вовсе не похож на профессионального воина. Толстой в следующем же абзаце упоминает «большие, умные и добрые глаза» персонажа, его смущение, нелепую попытку пошутить. Это вызывает невольную симпатию к Тушину, но не делает образ героическим. Неуклюжую неловкость капитана перед Багратионом автор сравнивает с поведением потерявшегося под строгим взглядом экзаменатора школьника. В офицере-артиллеристе и впрямь есть что-то детское, в романе он часто выглядит робким, даже беспомощным, почти жалким, что противоречит суровым реалиям войны.

Под стать внешности Тушина и его речь. Она простонародна, но не груба, уснащена ласковыми словечками. В ней проявляются простота, приветливость, доверчивость героя. Каждый, пообщавшись с Тушиным, невольно улыбается. «Голубчик», − обращается он к солдатам и к товарищам-офицерам, к незнакомому юнкеру Ростову и к адъютанту главнокомандующего Болконскому.

Поведенческая характеристика


Действия батареи Тушина на поле боя, не оставляют сомнений в мужестве героя. Этот человек, по отношению к которому Толстой чаще всего употребляет слово «маленький», действительно предназначен для сражений. В бою он чувствует себя на своём месте, уверенно и спокойно. Такой слаженной, чёткой работы рядовых солдат, как на батарее Тушина, читатель не увидит ни в одном из «военных» эпизодов «Войны и мира». Солдаты, рослые, сильные мужчины, смотрят на него, «как дети в затруднительном положении», для них капитан — главный авторитет, отец и учитель.

Тушин в бою всё тот же «маленький человек, с слабыми, неловкими движениями», с негромким мягким говорком. Это себе он кажется богатырём, руками швыряющим ядра во французов. Но если князь Андрей вынужден, подъезжая к батарее, напомнить себе, что не должен бояться, то тщедушный Тушин не испытывает «ни малейшего неприятного чувства страха». Он делает привычную работу, и ему становится тем веселее, чем она труднее.

Разительным образом меняется поведение персонажа, едва он оказывается рядом с тем, кто выше его по статусу. Уверенность и весёлое оживление пропадают, он со страхом смотрит на приехавшего с приказом штабного офицера. Беспомощный вопрос: «Ну, за что они меня?..» завладевает им. Офицеры, боявшиеся приблизиться к месту боя, смеются над капитаном, когда он, нелепый, испуганный, не может найти слов для ответа Багратиону. Он напуган, робок и нерешителен в штабе, где Жерков, жалко трусивший на поле битвы, лихо рапортует о своих достижениях. И князю Андрею «тяжело и грустно» видеть настоящего героя сражения в таком униженном положении.

В последний раз читатель встречает Тушина в госпитале, куда Ростов приехал навестить Денисова. Война, которая давала капитану чувство собственной значимости, не пощадила героя: ему оторвало руку. Но в этом эпизоде он всё тот же. Ласковая уверенность, мягкость, искреннее участие Тушина убеждают строптивого Денисова отказаться от поиска правды и просить о помиловании. Тушин понимает, что штабные игры начальников не то поле, на котором простые вояки, вроде них, могут победить. Правда не подведёт в огне сражения, на паркетном полу у неё нет шансов. «Плетью обуха не перешибёшь», — резюмирует Денисов. От этого вывода ему и Ростову, как когда-то Болконскому, становится тяжело и грустно.

Место образа в романе


Толстой подводит читателя к мысли, что именно маленький офицер — настоящий герой войны. Он обеспечил успех в Шевардинском бою. Пусть этого никто, кроме Болконского, не оценил. Он зародил в Андрее сомнение, которое тот поначалу не осознал. Но в 1812 году князь отказывается от должности в штабе и принимает командование полком. Солдаты и офицеры решают судьбу сражения, исход войны в целом, а не интригующие друг против друга генералы, бьющиеся за награды, за близость к верхам. В войне против захватчика, угрожающего его стране, семье, дому, Андрей хочет быть среди людей, подобных Тушину.

Образ капитана Тушина очень важен для Толстого. Он воплощает одну из основных идей романа: блестящее, громкое внешнее всегда скрывает пустоту. Настоящие достоинства человека, как правило, скрыты за незаметной, часто смешной, нелепой оболочкой. Но только благодаря таким, как капитан Тушин, скромно и честно делающим своё дело людям жизнь продолжается, жизнь меняется к лучшему.

Характеристика образа Тушина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.