Угрюм-Бурчеев — образ и характеристика героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»


Не только в русской, но и в мировой сатирической литературе роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» является выдающимся произведением. Это сатира, показывающая российский самодержавный строй в целом и как бы подводящая этому строю итог.

В критическом взгляде на российское самодержавие предшественником Щедрина считается Гоголь, создавший сатирико-философскую картину современного ему мира. Но Гоголь использовал сатиру как средство нравственного исправления людей, он мечтал о возрождении духовности народа. Салтыков-Щедрин по-другому понимал назначение сатиры: она должна, по его мнению, возбуждать негодование, готовить борцов с рабством и деспотизмом. Писатель стремился не к исцелению России, а к полной гибели существующего государственного строя и замене его новым. Сатира Щедрина грозная, желчная, беспощадная, ядовитая. Он осуждал общество, которое примирилось со своим угнетенным положением.

В своём романе Салтыков-Щедрин изображает не только прошлое России, но и настоящее — то, что он видел. Его градоначальники — это обобщенные карикатуры, в которых легко узнаются российские цари и вельможи прошлого и современные Щедрину. Характеристика образа Угрюм-Бурчеева, по словам И. С. Тургенева, напоминает «зловещий и отталкивающий облик Аракчеева, всесильного любимца Александра I в последние годы его царствования».

О градоначальниках города Глупова


В тексте романа подробно рассказывается только о двенадцати градоначальниках, начиная с Брудастого и кончая Угрюм-Бурчеевым. Также вставлено особое «Сказание о шести градоначальницах», боровшихся за власть после Брудастого.

В некоторых градоначальниках очевидны черты российских самодержцев и их приближенных: Негодяев — Павел I, Грустилов — Александр I, Беневоленский — Сперанский, Угрюм-Бурчеев — Аракчеев. Но большинство градоначальников невозможно так просто опознать.

Внешность и характер Угрюм-Бурчеева

Главу о нём Салтыков-Щедрин начинает словами: «Он был ужасен».

Ужасен и внешностью, и поступками.

Это был мужчина среднего роста с лицом, казавшимся деревянным, которое никогда не озаряла улыбка. Его конусовидный череп и узкий покатый лоб покрывали чёрные волосы, остриженные под гребёнку.

Серые впавшие глаза смотрели прямо и не выражали никакой мысли, от этого казались страшными: невозможно было вынести этот взгляд, если он останавливался на ком-то.

Челюсти выражали готовность «раздробить или перекусить пополам».

Его фигура была сухощавой, руки — длинными и мускулистыми, а узкие плечи он всегда держал приподнятыми. Грудь искусственно выпячивалась вперёд.

Военного покроя сюртук всегда был застегнут на все пуговицы.

Эта внешность наводила на людей ужас.

Автор много раз повторяет слово «идиот», характеризуя Угрюм-Бурчеева.

Умственную ограниченность он совмещал с непреклонностью. В нём не присутствовала не только какая-либо страстность (он никогда не кричал, не жестикулировал, не топал в ярости ногами), он вообще никогда не проявлял никаких чувств, все они были заменены непреклонностью. Приказал — и всё.

Его идеалом была прямая линия — простота, доведённая до наготы.

Человеческий разум он не признавал, веселья или безделья (досуга) не понимал. Они не приводили его в бешенство, просто он недоумевал, а всякое недоумение выражал только одним словом: «Зачем?»

Он действовал, как бессознательная сила природы, сметая с лица земли всё, что не успевало посторониться.

В народе его называли «сатаной», но никто не мог объяснить, почему. На этот вопрос жители не отвечали, а только дрожали и показывали на свои дома, построенные по прямой линии, на свои одинаковые одежды (казакины).

Ужас этот градоначальник наводил не только своей внешностью, но и образом жизни. Спал он на голой земле, лишь в сильные морозы уходил на сеновал. Вместо подушки ему служил камень.

Вставал очень рано, одевался в вицмундир, бил в барабан, что означало подъём для остальных. Ел лошадиное мясо, свободно перемалывал зубами воловьи жилы. Каждый день по три часа маршировал на дворе, сам себе подавал команды и даже сам себя подвергал наказаниям, причём не притворно, а по-настоящему.

История возвышения

Пост градоначальника Угрюм-Бурчеев получил следующим образом. Один начальник сокрушался, что его никто не любит. Уверения подчинённых в обратном не принимал, но предложил в доказательство любви отрубить палец. Это сделал Угрюм-Бурчеев. Так он стал градоначальником — в благодарность за любовь к начальнику.

План нового города

Ещё до прибытия в город Глупов он составил образцовый план нового города, который решил возвести. Всё в этом городе было подчинено установленному им порядку.

От площади в центре радиусами шли улицы (роты). Город окружён рвом для неприступности. В каждом доме — три окна, в палисадниках должны произрастать только предусмотренные планом растения. Все дома окрашены одной краской — светло-серой. В каждом доме должны жить по двое представителей каждого возраста: престарелых, взрослых, подростков и малолетков. Животные также должны быть по парам. Дома будут называться поселенной единицей, которая должна иметь своего командира и своего шпиона (это важно!). Десять домов — взвод, там тоже должен быть свой командир и шпион и т. д. Все живут по команде: встают, едят чёрный хлеб с солью, выходят на работу — жизнь казармы.

Весь этот бред по строительству нового города (план) он представил начальству. Никто не встревожился. Всех даже удивил размах мысли будущего градоначальника. План был одобрен.

Строительство


За строительство нового города градоначальник взялся с рвением идиота. Он ходил по старому городу с жестом руки вперёд, проектируя прямую линию. И вдруг наткнулся на реку, которая безмятежно текла, преграждая ему путь. И в его голове возник план разрушить этот неправильный город и устранить реку. Все силы были брошены на этот безумный проект. Но как ни старались глуповцы, реку они победить не смогли. Они разрушили свой город, забросали реку брёвнами, землёй и мусором, но она не сдавалась и продолжала течение. Но раз река не захотела уйти от него, он решил уйти от неё. И отдал приказ строить новый город на новом месте. Построенный город назвал Непреклонск. Фактически это был не город, а военное поселение, где жители носили униформу, маршировали и т. д.

Постепенно глуповцы начали понимать, что их градоначальник не злодей, а простой идиот. Начались одиночные нарушения дисциплины, ночные совещания…Он сам начал что-то подозревать. Но однажды в городе произошло нечто необычное — не то ливень, не то смерч… Салтыков-Щедрин назвал это явление «оно». Наступила торжественная минута, оно пришло, а Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаял в воздухе».

Вывод

Современники М. Е. Салтыкова-Щедрина сразу распознали в лице ужасного градоначальника Угрюм-Бурчеева главного начальника Императорской канцелярии и военных поселений А. А. Аракчеева, который пользовался большим доверием Павла I и Александра I.

Писатель создал сатиру на организацию Аракчеевым военных поселений по требованию Александра I, который предполагал использовать армию в мирное время. Армия должна была состоять из казённых крестьян и быть оплотом против революционных движений.

Рассказывая об устройстве этих поселений, Щедрин использует приём гротеска (преувеличения). Для преувеличения применяется и гипербола, но гротеск доводит описываемую ситуацию до крайности, делая её абсурдной. В этой абсурдности — ключ к пониманию образа.

Образ Угрюм-Бурчеева, как и многие другие образы писателя, построен на гротеске.

Характеристика образа Угрюм-Бурчеева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.