Князь Василий Курагин — один из самых неприятных персонажей романа. В его фигуре автор воплотил типичные черты представителя петербургского света, высокопоставленного чиновника, столпа общества. Именно в этом качестве он представляет интерес. Однако характеристика образа Василия Курагина довольно однозначна, поскольку, он не изменяет своего поведения и взглядов на протяжении всей эпопеи. Во всём повествовании этот герой демонстрирует одни и те же принципы в отношении к людям, к окружающему миру. Точнее, он обнаруживает полное отсутствие принципов.
Содержание
Светское общество
Так как по замыслу автора князь Василий является своеобразной эмблемой высшего света, впервые читатель видит его именно там — на небольшом, но тщательно продуманном и проведённом по наивысшим стандартам рауте Анны Шерер.
Важный чиновник появляется в парадном виде: в придворном шитом мундире, при всех наградах. Но дальнейшее описание персонажа предельно скупое. Толстой ограничивается самыми неприятными чертами образа: «надушенная и сияющая лысина», «холодный, скучающий тон», «что-то неожиданно-грубое и неприятное» в морщинах около рта. Разговор ведётся в основном по-французски, что позволяет внешней изысканностью маскировать прямой смысл высказываний.
Уже в этой начальной сцене становится понятно, что светская беседа — фальшь, прикрытие для решения личных проблем Курагина. В ходе вечера он получает подтверждение, что его план пристроить старшего сына при дворе провалился, и делает первые шаги по определению судьбы младшего. Только за этим он приезжал с визитом к «дорогому другу» Анне Павловне.
Справедливости ради, надо сказать, что она не уступает Курагину в умении маскировать истинный смысл своих слов и поступков за изящными фразами. Это в свете и называется хорошим тоном, правилами приличия.
Слова и дела
Контраст между поступками и словами князя разителен. Пытаясь завладеть завещанием умирающего Безухова, то есть совершая прямое преступление, он опускается до физического противоборства с Друбецкой, пожилой женщиной. При этом не перестаёт твердить об уважении и любви к испускающему дух графу, о добрых чувствах к Пьеру, которого он пытается ограбить. А Друбецкую не перестаёт называть «chère amie».
Князь понимает, что его настоящие мотивы ни для кого не секрет, как и ему абсолютно ясны цели окружающих. Но он не может называть вещи своими именами, это было бы неприлично.
Устраивая замужество дочери, Курагин даже себе не может признаться: «Я принуждаю наивного богача взять Элен в жёны». Подлость, которую он совершает, он называет заботой о счастье дочери.
Фальшивость создаваемых им положений очевидна настолько, что коробит нормальную нравственность. Он и не думал, что Болконский-старший поверит в разгоревшуюся за один вечер любовь легкомысленного красавца Анатоля к некрасивой и далёкой от света Марье. Он полагал, что по правилам игры князь воспользуется предлогом и сбудет с рук некрасивую, засидевшуюся в девках дочь. Когда он просит княжну «осчастливить сына», согласиться на брак, он и не хочет, чтобы ему верили. Главное — соблюсти формальности.
Дела семейные
Василий Курагин, конечно, любит своих детей. Но как он понимает отцовскую любовь? Он не представляет счастье в отрыве от богатства и знатности. Поэтому в семье и речи не идёт о чувствах. Князь и его дети видят в словах о любви, долге, верности только ширму, которой надо прикрыть настоящую цель. Поэтому Ипполита устраивают на государственную службу, где он заведомо не принесёт никакой пользы. Анатоля пытаются женить на незнакомой, дурной собой, но богатой и хорошего рода девушке. Элен выдают замуж за миллионера и сквозь пальцы смотрят на её супружеские измены.
Служба государству
Курагин служит всю сознательную жизнь, но о том, чем он занимается, за что получил звёзды, украшающие его мундир, автор не пишет. Это не имеет значения. Служба даёт ему возможность заводить полезные связи. В этом её смысл. Он приносит оттуда в светское общество множество свежих анекдотов, рассказов о забавных происшествиях, новых острот, последних известий. Это позволяет быть в центре внимания.
С началом войны царь обратился к дворянству с просьбой о посильной помощи государству. Толстой пишет о десятках тысяч крепостных, поставленных Пьером в ополчение, о его значительных финансовых вложениях. Ни о чём подобном в отношении Курагина в романе не упоминается. Говорить о любви к родине одно, помочь реальным делом — совсем другое.
Значение образа
Князь Василий Курагин не привязан к своему веку. Это вневременной тип, подобно Молчалину из комедии Грибоедова. Он как оживший манекен, во всём похож на человека, ловко имитирует эмоции, умело жонглирует словами. Он достиг высот в искусстве приспособления к обстоятельствам и манипуляции. Князь терпит поражение с теми, кто понимает его игру, но с наивными и неопытными его уловки прокатывают (как с Пьером или княжной Марьей). На самом деле, о тех вещах, которыми Курагин прикрывается (патриотизм, любовь, сопереживание, забота и пр.), он не имеет ни малейшего представления. В душе он пуст, за показной искренностью нет ничего. Он притворяется человеком и убеждён, что такие же маски носят и окружающие.
Вывод
Образ Василия Курагина имеет большое значение в романе, где, по большому счёту, идёт речь о противостоянии настоящих, мыслящих, развивающихся Людей и всегда одинаковых, не способных думать ни о чём, кроме себя, корыстных и безжалостных Нелюдей.
Характеристика образа Василия Курагина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.