Васютка — образ и характеристика героя рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»


Вася Шадрин — тринадцатилетний мальчик, сын бригадира рыбаков. В какой-то степени, этот персонаж является подобием автора, улучшенным вариантом его детства. Оба родом из Сибири, из небольшой деревни на Енисее. В основу рассказа лёг реальный случай из жизни Астафьева. Но у Васютки есть мать и отец, они всегда рядом. Писатель был этого лишён. Герой рассказа окружён людьми, которые тепло к нему относятся, а он старается участвовать в их жизни, быть полезным, нужным. Этой востребованности, ощущения, что кому-то он интересен, важен, Астафьеву в детстве не доставало.

Созданный автором образ близок ему и одновременно противоположен. Таким, как Васютка, Виктор Петрович мог бы быть, если бы в семь лет не потерял мать, если бы его отец не был пьяницей, если бы часть детства будущий писатель не провёл в детском доме. Характеристика образа Васютки — описание типичного подростка из Сибири, края суровой природы, которая требует от человека непрерывного напряжённого труда. Но Сибирь, вместе с тем, — мир добрых, честных, ответственных людей. Этот рассказ — своеобразная иллюстрация к размышлениям автора об идеальном воспитании. Кратко основной тезис этих раздумий сформулирован в известной мудрости: «Чтобы вырастить ребёнка, нужна деревня».

Ребёнок среди взрослых

Прожив всё лето в бригаде рыболовов, Васютка скучает по школе, общению со сверстниками, но не чувствует себя несчастным. Он не участвует в общем тяжёлом труде бригады, но, стремясь быть полезным, делает, что может. Помогает матери-поварихе, прибирает в помещении, и регулярно ходит в тайгу за кедровыми орехами: нехитрое развлечение для мужиков по вечерам. Среди взрослых сметливый подросток, не осознавая этого, впитал и освоил многое, что позволило ему достойно пережить непростое приключение.

Почему мальчик заблудился


В смертельно опасной ситуации Вася оказался именно потому, что он мальчик. По-детски увлёкшись погоней за раненым глухарём, он забывает о затесях, по которым мог отыскать дорогу назад. В мальчике ещё нет привычки всегда следить за своей безопасностью.

Что помогло герою спастись

Поняв, что потерялся, он какое-то время паникует. Но вспомнив слова деда: «Тайга хлипких не любит», — берёт себя в руки. Хладнокровие, которое он сумел сохранить, — залог выживания.

Васютка не собирался уходить далеко и надолго, но взял с собой хлеб, ружьё, спички. Жизнь в тайге приучает к предусмотрительности и ответственности. В тринадцать лет парнишка умеет обращаться с ружьём, знает привычки лесных обитателей. Может организовать ночёвку в лесу, приготовить ужин, ощипав и зажарив глухаря. Понимает, как убрать, обезопасить припасы, обустроить «постель» на месте кострища. Нужно напомнить, что подросток никогда не ночевал в лесу, но имеет представление о том, как сохранить себя от возможных угроз.

Герой знает, что любая маленькая речушка выведет его к Енисею, к людям, что лиственные деревья растут у воды. Он сообразил, что путь на север, к тундре, хотя и долгий, но вернее позволит спастись, чем блуждание по тайге. Определять стороны света Вася тоже умеет. Он способен подготовиться к далёкому пути, многочасовые переходы его не пугают.

Наблюдательный подросток замечает, что озеро, на которое он наткнулся, проточное, в нём живёт речная рыба. Найдя вытекающую из него неприметную речушку, юный путешественник выходит по ней к Енисею, где его подбирает проплывающий мимо катер.

Выбрался Вася из тайги не только потому, что сообразителен, находчив, наблюдателен, вынослив и умеет сохранять хладнокровие. Все эти качества, без сомнения, важны. Но огромную роль сыграло то, что его память хранила множество сведений, почерпнутых из рассказов бывалых людей, таёжников. Подросток научился у взрослых необходимым в суровой жизни умениям: разжигать огонь, не потратив лишних спичек, готовить, охотиться, заботиться о здоровье, проводя холодные осенние ночи в тайге, и многому другому.

Вывод


Вера в свои силы, понимание, что спасение зависит в первую очередь от него самого, — главное, что делает образ Васютки привлекательным, интересным для читателя. Одно из лучших его качеств — умение впитывать увиденное и услышанное, извлекать полезный опыт из всего, с чем он встречается. Восприимчивость позволила мальчику к тринадцати годам накопить достаточно знаний, чтобы бороться за свою жизнь, не надеясь на спасение со стороны, не дожидаясь, сложа руки, что его отыщут.

Рассказ Астафьева не только об отважном подростке, сумевшем выжить в экстремальной ситуации. Это итог размышлений автора о правильном воспитании, о подготовке ребёнка к суровым реалиям жизни.

Рядом с подрастающим человеком должны быть взрослые люди, которые не только обеспечат ему любовь, заботу, безопасность, но сформируют в нём правильное отношение к миру, передадут свой опыт, вооружат знаниями. Имея такой багаж, герой даже среди тайги не чувствовал себя беззащитным, беспомощным. Более того, Васютка сумел выручить всю бригаду из трудного положения. Найденное им озеро обеспечило рыбакам богатый улов.

Характеристика образа Васютки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.