Вера Николаевна — образ и характеристика героини повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» посвящена любви и её месту в жизни человека. Княгиня Вера Шеина — главный персонаж среди сравнительно небольшого круга действующих лиц. В характеристике образа Веры Николаевны содержится ключ к пониманию проблематики всего произведения.

Авторская характеристика

В самом начале повести автор создаёт весьма привлекательный образ молодой женщины. Княгиня Вера не только не кичится своим положением в обществе, но даже рада, что свои именины проводит на даче и круг гостей ограничен близкими людьми. Вера Шеина не любит публичности, пышных приёмов. Выставлять роскошь напоказ ей не по нраву. Средств у семьи не так много, а убранство дома и наряды самой княгини отличаются скорее скромным достоинством, чем великолепием и пышностью. Мысли, занимающие именинницу в праздничный день, незамысловаты, просты, ограничены бытовыми заботами.

В общем, Куприн представляет свою героиню как человека не тщеславного, не высокомерного, искреннего, самодостаточного, исполненного внутренней гармонии, достоинства. В обществе, по словам автора, Вера Николаевна всегда «независима и царственно спокойна».

Замужество

Отношение князя Шеина к жене лучше всего воплощает подарок, который она нашла утром на столике возле кровати. Это пара серёг, очень простых на первый взгляд. Две не слишком крупные жемчужины на золотых ниточках. Несмотря на внешнюю безыскусность, подарок не назовёшь примитивным. Жемчужины очень редкой грушевидной формы. Такова и сама героиня — за внешней простотой кроются изящество и редкостные качества души. Василий Шеин хорошо понимает жену. Их отношения — образец супружеской любви-дружбы. Страсть давно уступила место более прочным и тёплым отношениям. Это глубокое взаимопонимание, неизменная поддержка, общность взглядов и интересов.

Друзья с детства, супруги уже в юношеском возрасте осознали природу своей симпатии, и их любовь всегда была спокойной, надёжной, без нервных метаний, без капризов и сомнений. Именно такие отношения полностью соответствуют натуре Веры Николаевны. С другой стороны, этот идеальный брак бесплоден. Князь и его жена не имеют детей, их любовь ничем не обогатила этот мир. В то время как у сестры княгини, эксцентричной и своевольной Анны, двое ребятишек. Возможно, потому что в её браке присутствует пылкая страсть, по крайней мере, с одной стороны. Должно быть, лишь такое чувство по-настоящему плодотворно.

Желтков и его подарок


Золотой браслет, густо усыпанный плохо отшлифованными гранатами, многое может сказать о положении и сложных отношениях героев. На социальной лестнице Желтков стоит неизмеримо ниже Шеиных и дарит княгине золотое украшение, по его мнению, достойное её. Проблема в том, что этот подарок — безвкусное изделие из дутого низкопробного золота, перегруженное низкосортными гранатами. Это грубая поделка, «купеческая штучка», которую странно было бы представить себе среди вещей Веры. Лишённая изящества вещь не вяжется с её обликом и характером. Но Желтков, выросший в бедности, не имеющий вкуса в драгоценностях, не мог сделать другого подарка. Этот дар воспринимается близкими Веры Николаевны как оскорбление и ускоряет трагическую развязку. Браслет – символ невозможности их отношений. Как неуместен он среди изящной бижутерии Веры Николаевны, так же неуместен был бы и Желтков в её жизни, среди людей и вещей, которые её окружают, которыми она привыкла дорожить. Однако и в этом странном подарке есть нечто по-настоящему ценное. Это пять больших рубинов, перенесённых со старинного украшения, и среди них один зелёный гранат – очень редкий, очень ценный. Это воплощение любви Желткова — чувства, не подвластного времени, редкого, драгоценного, как зелёный гранат, даже если помещён волей случая в неподобающее место.

Готовность мелкого чиновника с радостью умереть, чтобы обеспечить покой любимой женщине, заставляет окружающих отнестись к нему с уважением, а саму Веру по-новому взглянуть на себя, на своё безмятежное существование. «Бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» любовь, про которую говорил генерал Аносов, прошла мимо и не коснулась её. В жизни героини, которую она так старательно устраивала, для подлинного чувства нет места. Осознав это, княгиня мучительно грустит о никогда не испытанной страсти.

Символическую антитезу повести воплощают неуклюжий браслет, эмблема несвоевременной, неуместной любви Желткова, и соната Бетховена, произведение светлое, жизнеутверждающее, символ глубокой духовной связи персонажей. В её звуках Вера слышит душу героя. На духовном уровне персонажи максимально близки, но земной, материальный мир их разделяет. Таков смысл символики Куприна.

Вывод


Образ Веры Николаевны — олицетворение женщины, перед которой внезапно открылась ущербность её внешне счастливой жизни. Ведь в ней нет и никогда не будет любви, «про которую сказано — «сильна, как смерть», «для которой … отдать жизнь … пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость».

Характеристика образа Веры Николаевны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *