Вера Павловна — образ и характеристика героини романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Роман «Что делать?» был представлен вниманию читающей публики в сложное для России время. В 60-е годы XIX века образованным, думающим людям стало ясно, что в переменах нуждаются не только общественный порядок, государственное устройство России, но и само мировоззрение людей, их нравственные устои, моральный принципы, на которых основываются семейные и дружеские отношения. Роман Николая Гавриловича Чернышевского имел целью представить новый порядок социального обустройства и таких людей, которые способны и хотят изменить жизнь общества. Характеристика образа Веры Павловны важна как описание женщины нового времени, уже не служанки, содержанки или помощницы, а деятельной, самодостаточной, осознающей свою самоценность особы.

Формирование характера

Вера Розальская, конечно, не родилась с новаторскими взглядами и убеждениями. Чернышевскому важно подчеркнуть, что условия домашнего воспитания не определяют дальнейший путь человека, имеют на него лишь косвенное, хотя и сильное влияние. Даже девичью фамилию своей героине автор дал претенциозно-пошловатую, отдающую мещанской меркантильностью.

Семья девочки ничем не отличалась от сотен тысяч не слишком зажиточных, но не бедствующих семей по всей России. Родители изо всех сил стараются удержать или чуть повысить уровень своего благополучия и втайне мечтают о настоящих деньгах, которые подарили бы им новые возможности. Один из способов разбогатеть мать видит в подрастающей дочери: вопреки ожиданиям, Верочка растёт красавицей. И вот дочь, попрекаемую куском хлеба, вдруг начинают наряжать, обучать музыке и французскому языку, возить в оперу. Смысл этой перемены не сразу стал понятен Вере Павловне. Догадка была горькой: для родителей она лишь товар, стоимость которого зависит от воспитания и ухоженности. Низкий нрав Марьи Алексеевны не способствовал возникновению доверия между ней и дочерью. Девушка с отвращением противится попыткам руководить её судьбой. Так у замкнутой и непослушной красавицы формируется неприятие самой мысли, что человеком можно распоряжаться. С юных лет Вера осознаёт себя свободной, независимой от чьей-то воли, не обязанной никому.

Вера очень умна и от навязываемого жениха избавляется самостоятельно. Точка в этой истории была поставлена тайным браком с Лопуховым.

Надо отметить, что одно из качеств «новых людей» проявляется у героини ещё в семье. Девушка решительно противится семейной традиции разрешать конфликты ссорами, криком, порой даже побоями. Верочка умело ставит мать в ситуацию, когда разговор между ними возможен только в спокойном, конструктивном тоне, когда собеседники могут высказать свою позицию и выслушать чужую. Девушка не желает быть унижаемой и оскорбляемой. Марья Алексеевна вынуждена принять условия дочери. Как все «новые люди», Вера Павловна ведёт диалог только на основе взаимоуважения. Требование корректного, доброжелательного отношения к себе, к любому человеку — главный принцип новой этики.

Сны Веры Павловны

Превращение Веры в человека передовых взглядов продолжается в семейной жизни. Огромную роль тут играет влияние супруга, но умная, инициативная женщина сама проходит большую часть пути. Чтобы облегчить читателю отслеживание мыслительного процесса героини, трансформирующего её внутренний мир и её жизнь, Чернышевский вводит в повествование аллегорические сны, объясняющие прошлое, будущее и путь к нему.

Первый из этих снов наиболее важен. Верочка не только сама выходит из подвала и исцеляется от паралича. Она понимает, что намного счастливее станет, если поможет освобождению и нравственному оздоровлению других. Это понимание даёт начало главному делу её жизни – организации мастерских. Этот небольшой бизнес обеспечивает финансовую независимость и самоуважение работницам, приучает к новым социальным отношениям. Девушки получают возможность развиваться и сами распоряжаются своей жизнью.

Вера Павловна много читает, следит за периодической печатью и событиями в стране и мире. Развившийся ум, способность к самопознанию, расширившийся кругозор дают молодой женщине возможность разобраться в собственных переживаниях. Это вовсе не значит, что Вера — человек сухой, бесчувственный. Женщина, скорее, даже слишком эмоциональна, но умеет анализировать, обдумывать свои переживания. Чувства часто временны, рождаются под влиянием момента, и, если следовать им необдуманно, могут привести к непоправимой ошибке.

Сигналы о скрытом неблагополучии семейных отношений она получает от подсознания — через очередное сновидение. Чернышевский показывает, что развитый человек сумеет понять, что происходит в его жизни, несмотря на кажущуюся запутанность ситуации, и найдёт достойный выход. Второе замужество делает личную жизнь персонажей более счастливой и гармоничной, а деятельность более продуктивной.

Значение образа

Вера Павловна — яркий представитель «нового поколения», которому посвящён роман Чернышевского. Свою жизнь она выстраивает на практичных основаниях, разумных началах. Автор романа «Что делать?» вовсе не делает из образа Веры Павловны схематическое подобие человека, иллюстрацию своей идеи. Молодая женщина не лишена слабостей, чувствительна, сентиментальна, любит комфорт, уют, обожает вкусно поесть. Есть у неё и привычки, которым она потакает: опера, музицирование, весёлые, шумные компании, танцы. Н. Г. Чернышевский не раз подчёркивает, что тип, представленный его героиней, не уникален, не идеален. Пока он редко встречается, но с каждым годом количество подобных людей увеличивается, а скоро свободные, разумные, честные, неравнодушные люди станут подавляющим большинством в обществе.

Характеристика образа Веры Павловны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *