Когда речь заходит о детях Ростовых, о Вере словно забывают. Эта красивая девушка выглядит в семье чужой. Автор противопоставляет её братьям и сестре Наташе, их непосредственности, живому веселью, обаянию. По мнению литературоведов, эта антитеза иллюстрирует убеждение Л. Н. Толстого о вреде целенаправленного воспитания, подчинённого общественным требованиям. Детей нужно любить и уважать, а не воспитывать. Характеристика образа Веры Ростовой позволит понять эту авторскую мысль, воплощённую весьма наглядно и убедительно.
Содержание
Вера и её семья
Совсем юной девушкой, какой она появляется в начале романа, Вера уже вызывает недоумение. Интересно, что о её присутствии в гостиной, где Ростовы принимают Карагиных, автор упоминает лишь к концу визита, хотя Вера была там с самого начала. Уже состоялся разговор о Безуховых. Уже нарушили чинную атмосферу приёма ворвавшиеся в комнату дети, посидели и снова убежали. Гостьи оправляют платья, готовясь удалиться при первой возможности. Только тут автор вспоминает о ещё одном лице, находящемся в гостиной: «Из молодежи, не считая старшей дочери графини, … в гостиной остались…». Две главы (VII и VIII) Вера сидит рядом с матерью, но читатель узнаёт об этом только в IX главе, и то ему сразу предлагают её «не считать».
До тех пор, пока она не произносит слов, которые всем кажутся неуместными, на неё не обращают внимания. И как первую характеристику Лев Николаевич делает очень важное для него замечание: «Улыбка не украсила лица Веры … лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Ещё в повести «Детство» Толстой писал об улыбке, как о существенном для него критерии красоты. Если она делает человека привлекательнее, он красив, если уродует, значит, нет. Замечание Веры у всех вызывает неловкость. И с этого момента при каждом появлении этого персонажа читатель чувствует вторжение чего-то инородного, чуждого, нарушающего гармонию.
Вера Ростова никогда дискомфорта не испытывает. Мать просит её не мешать разговору с Анной Михайловной и выйти: «Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя?» Николай резко упрекает: «Наговорила всем неприятностей, расстроила всех». Красавицу Веру невозможно смутить такими мелочами. С прежней самоуверенностью и самодовольством она продолжает разглядывать себя в зеркале.
Автор делает акцент на том, что с первенцем Верой «много мудрили», держали в строгости, воспитывали совсем не так, как остальных. В итоге выросла дочь, умеющая себя вести, но не имеющая ни капли такта, лишённая способности к сопереживанию.
Замужество
Вера всегда убеждена в своей правоте, довольна собой и своим поведением. Это чувство служит ей щитом от излишних переживаний и волнений. Родители испытывают неловкость, соглашаясь на явно неравный брак Веры с Бергом. Граф понимает, что ситуация выглядит так, словно он рад избавиться от старшей дочери. Не оскорбляет это двусмысленное положение только саму невесту.
У молодожёнов общая цель — быть образцовой светской семьёй. Устраивать приёмы, на которых пуфик и столик, пелеринка на плечах хозяйки, разговоры между гостями, приглашённый генерал — всё абсолютно такое же, как в других приличных гостиных. Нехитрое счастье Бергов в какой-то степени умиляет своей наивностью. Их желания незатейливы, примитивны, ограничены текущим существованием. В панцире своего эгоизма они не доступны ни бедам, ни тревогам, общим для всех. После Бородинской битвы, заехав ненадолго в Москву, Берг просит у тестя денег, чтобы купить кое-что из мебели Юсуповых, бегущих из Москвы. Общая паника, охватившая москвичей при подходе Наполеона, ему на пользу: можно дёшево приобрести изящную мебель, порадовать жену.
Место в романе
Юная Вера, живущая в доме родителей, обнаруживает, насколько уродливо выглядит поведение в рамках светских приличий, если за ним нет подлинных чувств. Вера — продукт «правильного» воспитания молодых, неопытных родителей. Остальные дети росли вне всяких ограничений, окружённые любовью и вниманием. Толстой даёт возможность сравнить результаты.
Жизнь Веры, превратившейся в замужнюю даму, жену полковника Берга, продолжает представлять образец существования по светским канонам, но без души, без реальных забот, без переживаний о близких, без волнений за свою страну. К концу романа Вера исчезает с его страниц. Герои, прошедшие через сложнейшее духовное взросление, живут полнокровной, настоящей жизнью. Вере в ней нет места.
Вывод
Образ Веры Ростовой воспринимается как нечто уродливое, хотя автор не раз подчёркивает правильность черт её лица, изящество нарядов, грациозность жестов. Уродливой кажется привлекательная оболочка, если за ней скрыто отвратительное содержимое. Взгляды, правила, представления о добре и зле Веры ничтожны, потому что обусловлены эгоизмом, граничащим с самолюбованием. Она и подобные ей не несут открытого зла. Но их существование построено по принципу «как полагается» и противоречит самой жизни, которую нельзя вместить ни в какие рамки.
Характеристика образа Веры Ростовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.