«Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) — характеристики героев

Комедия «Вишнёвый сад» была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1903 году. В ней рассказывается о судьбе вишнёвого сада, который является образом-символом уходящей России, и о судьбе его владельцев, разорившихся дворян. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей пьесы.

Главные герои

Любовь Андреевна Раневская

Любовь Андреевна Раневская — это главная героиня пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад», названной автором комедией. Раневская — обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным старым вишнёвым садом. Из-за её долгов саду грозит продажа на аукционе.

Легкомысленность этой героини, склонность к транжирству привели к тому, что, в конце концов, так ею любимый вишнёвый сад был продан купцу Лопахину.

У Раневской характер противоречивый. Она любит дочерей, но оставляет их без средств. Любовь Андреевна ласкова, добра, но, в то же время, эгоистична.

Подробная характеристика Любови Андреевны Раневской здесь.

Ермолай Алексеевич Лопахин

Ермолай Алексеевич Лопахин — выходец из крепостных крестьян. Его отец после отмены крепостного права открыл в деревне лавку. Ермолай Лопахин перенял у отца способность к торговле и стал богатым купцом. Он деловит, практичен, очень трудолюбив, скромен, любит Родину, восхищается её природой. Лопахин не жаден, он даёт взаймы деньги Раневской, Симеонову-Пищику.

В нём уживается способность любоваться природой и рациональный ум дельца. Купив старый вишнёвый сад, он распоряжается вырубить его, собираясь, вероятно, построить там дачи и сдавать их.

Подробная характеристика Ермолая Алексеевича Лопахина здесь.

Аня

Аня — 17-летняя дочь Раневской. Эта добрая девушка жалеет мать, которая своим транжирством лишила имения не только себя, но и дочерей. Она очень любит мать. Девушка хочет закончить учёбу в гимназии и, когда Любовь Андреевна вернётся в Россию, направить её на путь истинный, читать с ней книги. Аня мечтает о новой, счастливой жизни, она хочет трудиться, быть полезной людям.

Подробная характеристика Ани здесь.

Варя

Варя (Варвара Михайловна) — приёмная дочь Раневской. Ей 24 года. Она очень хозяйственная, не может сидеть без дела. Варя огорчается, когда Раневская подвыпившему прохожему, попросившему 30 копеек, отдаёт золотой рубль, хотя дома старым слугам есть нечего.

Она недоумевает, что Любовь Андреевна на вечер наняла музыкантов, хотя платить нечем.

К Ане и Раневской Варя относится ласково, Любовь Андреевну называет мамочкой, Аню — душенькой, красавицей.

Подробная характеристика Вари здесь.

Леонид Андреевич Гаев

Леонид Андреевич Гаев — брат Любови Андреевны Раневской. Ему 51 год. Это высокомерный, совершенно непрактичный человек. Он очень эгоистичен, не хочет быть ни за что ответственным. Гаев сентиментален и настолько болтлив, что его племянницы часто советуют ему помолчать. Пустословие да игра в бильярд — вот круг его интересов.

Подробная характеристика Леонида Андреевича Гаева здесь.

Пётр Сергеевич Трофимов

Петя Трофимов — студент, бывший учитель маленького сына Раневской Гриши, который утонул 6 лет назад. По имени-отчеству Трофимова никто, кроме горничной Дуняши, не называет. Ему 26 или 27 лет. Он много рассуждает. В жизни Петя замечает лишь пошлость, отсталость, дикость, он равнодушен к красоте вишнёвого сада. Трофимов мечтает о светлом будущем и не замечает красоты в настоящем. Мечтами о будущей деятельной жизни он увлекает и юную Аню. Им обоим не жаль вишнёвого сада, который уже начали вырубать по распоряжению нового хозяина имения — Лопахина. «Здравствуй, новая жизнь!..» — восклицает Трофимов, навсегда покидая бывшее теперь имение Раневских.

Подробная характеристика Пети Трофимова здесь.

Другие персонажи

Фирс

Фирс — лакей 87 лет, служащий в доме Раневских. По имени-отчеству его величает лишь горничная Дуняша, для всех остальных персонажей комедии этот почтенный седой человек просто Фирс. Вся жизнь старика была посвящена служению господам, да и сейчас он заботится о них, особенно о Гаеве. Тому уже 51 год, но для Фирса он как ребёнок: он чистит щёткой его одежду, следит, чтобы барин одевался по погоде, напоминает, что пора спать. Фирс вспоминает, как богато жили его господа в прошлом, и считает отмену крепостного права несчастьем.

Подробная характеристика Фирса здесь.

Борис Борисович Симеонов-Пищик

Борис Борисович Симеонов-Пищик — небогатый помещик, сосед Раневских по имению. Он всё время озабочен поиском денег. Сейчас ему необходимо где-то достать 240 рублей, чтобы заплатить по закладной проценты. Хотя ему не удаётся взять их взаймы у Раневской, он не теряет надежды, что всё же деньги для него как-нибудь найдутся. Когда-то по его земле проложили железную дорогу, и ему за это заплатили, и Симеонов-Пищик надеется на подобный случай. И, действительно, этому бездеятельному человеку снова повезло: в его земле англичане нашли белую глину и взяли у Пищика участок с глиной в аренду на 24 года за большие деньги. Пищик стал разъезжать по соседям и отдавать им долги.

Шарлотта Ивановна

Шарлотта Ивановна — гувернантка Ани Раневской. Она развлекает своих господ и их гостей фокусами и чревовещанием. Шарлотта Ивановна очень одинока. «Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет», — говорит она с горечью. Шарлотта не знает, сколько ей лет, не знает ничего о родителях, кроме того, что они на ярмарках давали представления и учили её делать акробатические номера. Когда они умерли, её взяла на воспитание одна немецкая госпожа, затем Шарлота пошла в гувернантки. Когда Раневские и Гаев покидают свой дом, Лопахин обещает Шарлотте Ивановне найти новое место работы. Последние слова Шарлотты в пьесе: «Всё равно…»

Подробная характеристика Шарлотты Ивановны здесь.

Семён Пантелеевич Епиходов

Семён Пантелеевич Епиходов — конторщик Раневских, который ничего не делает. Для чего его держат — непонятно. Он человек смирный, пытается говорить умно, но получается у него это плохо. Речь его какая-то несуразная, как и он сам. Его прозвали «двадцать два несчастья», так как с ним, действительно случаются постоянно разные неприятности. Например, при первом своём появлении он роняет букет и натыкается на стул и сваливает его.

Епиходов влюблён в горничную Дуняшу, он сделал ей предложение, но она влюбилась в лакея Раневской Яшу. Епиходов поёт чувствительные романсы, играет на гитаре, называя её мандолиной, и носит при себе револьвер. Он заявляет, что пока не решил, жить ему или застрелиться.

Подробная характеристика Семёна Пантелеевича Епиходова здесь.

Дуняша

Дуняша (Авдотья Фёдоровна Козодоева) — молодая горничная в доме Раневской. Её ещё в детстве взяли в господский дом, она отвыкла от простой жизни. «Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…» — гордо говорит она о себе лакею Яше.

Когда все ждут приезда Раневской, Дуняша заявляет, что у неё трясутся руки и что она упадёт в обморок. Лопахин говорит ей, что очень уж она нежная, что ей не следует одеваться, как барышня, и носить причёску, как у барышни. «Так нельзя. Надо себя помнить», — вразумляет он Дуняшу.

Девушка признаётся Яше, что страстно полюбила его за то, что он образованный и может обо всём рассуждать. Когда Раневская собирается ехать в Париж и берёт с собой Яшу, Дуняша говорит ему: «Пришлите из Парижа письмо. Ведь я вас любила, Яша, так любила! Я нежное существо, Яша!»

Подробная характеристика Дуняши здесь.

Яша

Яша — молодой лакей Раневской, он приехал с ней из Парижа. Только Яша появился в доме Раневских, как тут же стал ухаживать за Дуняшей, называя её огурчиком.

Это самодовольный, эгоистичный человек. Когда Варя говорит ему, что его мать пришла из деревни, чтобы с ним повидаться, и со вчерашнего дня сидит в людской, Яша недовольно говорит: «Очень нужно! Могла бы и завтра прийти». В конце пьесы, узнав, что мать пришла прощаться, лакей снова недоволен: «Выводят только из терпения».

Он грубо ведёт себя и по отношению к Фирсу, говорит, что он ему надоел, и желает Фирсу поскорее «подохнуть».

Яша считает, что Россия — «страна необразованная, народ безнравственный». Он очень просил Раневскую взять его с собой в Париж и был несказанно рад, что поедет во Францию. В конце пьесы Яша от радости, что уезжает, постоянно смеётся.

Подробная характеристика Яши здесь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *