Белла Ахатовна Ахмадулина является одной из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины 20 века. В её поэтических произведениях органично сочетаются модернистские приёмы с классическими традициями.
Содержание
История создания
Стихотворение «Я думала, что ты мой враг…» основано на личном переживании Ахмадулиной, оно было ею написано в 1957 году, перед разводом с мужем.
Роман с Евгением Евтушенко у поэтессы начался, когда ей было 18 лет. Евтушенко прочёл в журнале «Октябрь» её стихотворения и был удивлён, что их автор — юная девушка.
Через два года они поженились и, казалось бы, что всё у них прекрасно. Однако Евгений категорически не хотел детей, что, во многом, послужило причиной их развода. В это тяжёлое для себя время Белла написала:
«Но как же всё напрасно,
но как же всё нелепо!»
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Я думала, что ты мой враг…» — послание. Лирическая героиня обращается к лирическому герою с воспоминаниями об их отношениях.
Литературное направление, в котором написано стихотворение — неоакмеизм.
Стихотворный размер произведения — ямб.
В стихотворении использованы, в основном, перекрёстные рифмы (ABAB), кроме двух строк «Кружилось надо мной враньё, // похожее на вороньё», где рифма парная (ААВВ). Мужская и женская рифмы чередуются (кроме двустишия, где рифма мужская). Рифмовка по созвучию неточная.
Композиция
В стихотворении «Я думала, что ты мой враг…» поэтесса описывает историю своей прошедшей любви.
Композиция данного произведения несложна.
Начинается оно с обращения лирической героини к бывшему возлюбленному. Она говорит о своем разочаровании в нём: «…ты просто враль, // и вся игра твоя — дешёвая».
Героиня, анализируя отношения с этим человеком, обращается к воспоминаниям: «и руки грел, а всё обманывал, // всё думал, что и я солгу».
А в финале произведения — последнее прощание героев, так как разрыв их отношений уже произошёл: «Тебе идти направо. // Мне идти налево».
Образы и символы
В стихотворении «Я думала, что ты мой враг…» образ лирической героини стихотворения — это во многом отражение личности юной Ахмадулиной. Героиня разочарована в своём возлюбленном и в том, что верила ему, не подозревая о том, что он ей лгал. Расставание её не пугает, потому что она считает, что обман прощать не следует. Расставшись, каждый из них пойдёт своей дорогой.
В стихотворении есть образ заснеженной Москвы. Поэтесса упоминает места Москвы, по которым когда-то гуляла лирическая героиня с возлюбленным: «На площади Манежная…», «…в Александровском саду». На московских улицах крепла их любовь, но там же появилась и ложь, из-за которой разрушились отношения влюблённых.
Ложь любимого поэтесса сравнила с вороньём. Ворона в мировой культуре является символом бедствий и несчастий. Образ воронья появился в стихотворении для того, чтобы стало ясно, что ложь возлюбленного предвещала гибель любви.
В стихотворении присутствует символика цвета. Фраза «В глазах ни сине, ни черно» играет важную роль в этом произведении. Синий цвет олицетворяет спокойствие, умиротворение, грусть, а чёрный — мрак, беспросветность. Получается, что во время прощания возлюбленный лирической героини не испытывает никаких эмоций, есть только равнодушие. Фразой о глазах подчёркивается безнадёжность отношений героев.
Темы, проблемы, настроение
Основной темой стихотворения «Я думала, что ты мой враг…» является расставание. Лирическая героиня и её бывший возлюбленный, прощаясь, не испытывают любви друг к другу. Героиня только досадует, что она напрасно доверяла любимому.
Поэтесса поднимает проблему лжи и недоверия в отношениях людей. Любовь возможна только в том случае, если любящие честны друг с другом.
Настроение стихотворения меланхолическое, даже мрачноватое, оно отражает чувства лирической героини.
Идея
Основная мысль стихотворения «Я думала, что ты мой враг…» состоит в том, что обман и недоверие разрушают любовь. Когда исчезла любовь, приходит пора расставания, и нужно дальше идти по жизни своей дорогой.
Средства выразительности
В стихотворении «Я думала, что ты мой враг…» Ахмадулина использовала эпитеты, эмоционально усилившие обвинения лирической героини, которые она предъявляет своему бывшему возлюбленному: «беда моя тяжёлая», «игра твоя — дешёвая».
Сравнение вранья с вороньём («враньё, похожее на вороньё») показывает, что ложь отнюдь не безобидна, она огромна и черна, как воронья стая.