«Гамлет» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

Не многие поэты остаются со своими читателями искренними, но Пастернак именно такой. По этой причине стихи поэта любимы за чистоту и за ту радость, которую ему удавалось дарить своими произведениями. Борис Леонидович делился не только мыслями, но и переживаниями, раскрывая душу. Поэту обычно вёл беседу от первого лица, что его ещё больше сближает с читателем.

История создания

Роман «Доктор Живаго» наполнен поэтическими текстами, стихотворение «Гамлет» помещено поэтом в самое начало 17-ой главы, в которой были помещены автором стихотворения главного героя. Всего в главе размещено 25 стихотворных текстов.

Пастернак раскрывает образ своего героя через его стихи. Произведение «Гамлет» было написано в 1946 году, но текст самого романа, а значит, и его стихотворения в России увидели только в 1988 году. Автор создал «Гамлета» уже зрелым состоявшимся поэтом с устоявшимся мировоззрением.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Гамлет» относится к философской лирике. Автор рассуждает по поводу высказывания Шекспира о том, что «весь мир — театр, а люди в нём — актёры». Никаких конкретных комментариев и мнений по поводу данного высказывания поэт не делает. Пастернак просто сделал его основой своего произведения, выразив уже этим действием своё полное согласие с мнением Шекспира.

Направление данного стихотворения — модернизм. Поэт начинает говорить о происходящем, не предлагая выхода из создавшегося положения. Каждый выбирает свой путь самостоятельно. В этом многообразии решений модернистских произведений состоит их сложность. Футуристическая направленность стихотворения указывает на желание видеть будущее.

Размер «Гамлета» определяется как пятистопный хорей. Рифмовку автор использует перекрёстную, чередуя женскую с мужской рифмой.

Композиция

Композиционный строй стихотворения «Гамлет» можно представить следующим образом:

  • Первую строфу начинают слова, в которых ощущаются чувства восприятия мира и жизни («Гул затих.»).
  • Звучащее опасение главного героя находится во второй строфе. Здесь содержатся вера и предчувствия автора, которые должны пройти сквозь «сумрак ночи». Поэт описывает напряжённую борьбу в душе человека.
  • Третья строфа — это беседа и искреннее признание автора. Сейчас в тексте звучит признание в естественном чувстве страха.
  • Далее следует итог всему вышесказанному: все действия распределены, конец пути близок, нужно быть стойким, всё вытерпеть, никогда не отчаиваться.

Образы и символы

Как всегда, Пастернак хочет видеть в образе главного героя себя. В данном произведении автор рисует положительного лирического героя и основное действующее лицо Юрия Живаго душевным, чутким и ничем не запятнанным. Читатель прекрасно понимает, что не все черты характера присущи тем, кто заключён в этом образе, но считает, что Борис Леонидович похож на тот идеал, к которому сам стремится. Пастернак вкладывает в образ главного героя свой личный образ жизни и мысли.

Образ театра концентрирует в себе множество образов, из которых и складывается единый метафоричный театральный образ.

Стихотворение содержит необычный образ двери, к косяку которой прислоняется человек, чтобы не упасть. Дверь символизирует границу, герою стоит сделать шаг, чтобы оказаться дальше. Ему нужно решить, стоит ли ему двигаться, нужно ли пересекать границу. Дверь во многом предсказывает появление другого образа: туманного, неизведанного чего-то.

Для героя впереди темнота, зато он виден для «тысячи биноклей». На него смотрят зрители, а он не защищён от их взглядов. Герой готов к любым испытаниям, но просит не поручать ему играть драматическую роль. Для него драма — это трагедия, а такое развитие сюжета — не для него.

Текст содержит библейский мотив, связанный с чашей: герой не хочет вкушать из этого сосуда ложь, свойственную обществу. Человек готов бороться за свою свободу, за справедливость и будущее.

Концовка произведения свидетельствует о том, что герой принимает смирение, он уже понял жизнь и неизбежность течения событий, которые предопределены судьбой.

Темы

Стихотворение «Гамлет» раскрывает основную тему: всё, что должно случиться, обязательно произойдёт:

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.

Проблемы, настроение

Одна из проблем — выбор пути, по которому следует двигаться дальше. Личность всегда конфликтует с обществом — эту проблему нужно решить, чтобы вокруг воцарились мир и покой. И как следствие из этой проблемы – ответ на вопрос: будет ли герой одинок? Самое главное, что должен понять автор – принятие неизбежно случившегося и смирение с этим.

Настроение стихотворения трактуется как сумрачное, лирическое, хотя тревоги читатель в нём не уловит.

Идея

Пословицу, которую автор приводит в качестве последней строки («Жизнь прожить — не поле перейти»), можно привести как главный смысл стихотворения «Гамлет». В жизни может быть всякое: взлёты — падения, ямы — кочки. Человек должен быть ко всему готовым, из всего извлекать уроки. Он должен собрать всю свою волю, мужественно терпеть и становиться человеком в самом высоком смысле этого слова.

Средства выразительности

В стихотворении «Гамлет» тропы помогают усилить авторские мысли, дополнить различными деталями стихотворные строчки:

  • Метонимия — «наставлен тысячью биноклей на оси».
  • Эпитеты — «замысел упрямый», «далёкий отголосок».
  • Метафоры — «всё тонет в фарисействе», «наставлен сумрак ночи», «ловлю в отголоске». «Сумрак ночи» — это олицетворение мирового зла.
  • Фразеологизм — «жизнь прожить — не поле перейти».
  • Инверсия — «играть согласен эту роль», «твой замысел упрямый».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *