Борис Леонидович Пастернак свой дар получил от родителей. Они обладали талантом, но каждый в своём творческом направлении: отец был художником, а мать пианисткой. Любить искусство, видеть великое в мелочах — качества, доставшиеся Борису Пастернаку от отца и матери.
Содержание
История создания
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…». Написано в 1956 году. Оно входит в поэтический цикл, состоящий из 44 произведений, созданных поэтом за 4 года. За этот период Пастернак пережил много таких событий, которые должны были вселить в поэта отчаяние и желание замкнуться в себе: он написал роман «Доктор Живаго», но власти отказали ему в публикации, сам Борис Леонидович вынужден был отказаться от Нобелевской премии. Стихотворением «Быть знаменитым…» он обратился к поэтам, писателям и к себе лично. Стихотворению всё же удалось дойти до читателей, но многие уловили в нём оскорбление их личности. Есть версия, что Пастернак пытался разговаривать этим поэтическим текстом с Маяковским, чью манеру письма он не принимал.
Жанр, направление, размер
«Быть знаменитым некрасиво…» можно смело отнести к философской лирике, в нём содержится размышление о вечности, предназначении поэта и поэзии, сути искусства. Данное стихотворение можно рассмотреть, как послание. Ведь несколькими строчками Пастернак обращается к тем, кто будет творить после него. Он учит быть настоящим и искренним своих потомков и тех, кто является его современниками. Он как старший брат хочет, чтобы творчество других несло миру правду жизни, а значит, было бы вечно.
В стихотворении прослеживаются черты и футуризма, и символизма.
Размер стихотворения — четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются. Свободному построению стиха помогают пиррихии, которые умело использует поэт в своём произведении.
Композиция
Произведение содержит 7 строф, но оно делится всего на 3 части:
Первые две строфы по смыслу соединяются в первую часть. Здесь содержится резкое высказывание о поэтах, которые творят только ради своей славы. А поэзия должна создаваться из-за любви, из-за поэтического дара, который нельзя удержать внутри. Для Пастернака творчество должно иметь «самоотдачу».
Три следующие строфы — это 2 часть, которая помогает творческому человеку найти себя, автор говорит о «функциях» поэта. Слово «надо» звучит несколько раз с разными оттенками.
В 3 часть входят два последних четверостишия. По твёрдому убеждению Пастернака, творец должен создавать свои произведения, а говорить о них будут другие. Поэту главное – творить, выражать свои подлинные чувства: «Быть живым… до конца».
Образы и символы
- Автор — это центральный образ, который перекликается с лирическим героем. Он искренен со своими читателями, у него есть принципы, которым он никогда не изменяет: он любит рассуждать, но при этом невероятно прост и понятен.
- Читатель обязательно заметит образ пространства («привлечь … любовь пространства»). Понятие пространства у поэта существует вне времени. Это говорит о том, что поэт пишет о вечных темах.
Поскольку Пастернаку был близок символизм, его произведение содержит признаки символизма:
- Символ неизвестного — туман, он показывает, что поэзия – это соединение реальности и воображаемого.
- Символ творческих исканий поэта — это шаги. Творческий человек всегда ищет что-то новое, оставляя следы для своих последователей.
Темы
Пастернак говорит в своём стихотворении о роли создателя поэтических строк, о его пути и предназначении. Безусловно, эта тема всегда волновала выдающиеся умы. Борис Леонидович по-своему понимал свою миссию: правда и любовь к искусству и к своим читателям. Самое страшное было для Пастернака: ничего не значить, но при этом радоваться, что ты стал знаменитым:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Проблемы, настроение
Перед поэтом возникало много проблем, о которых он, не стесняясь, советуется стихотворными строчками с почитателями своего таланта. Для Пастернака в творчестве важна самоотдача, поэт должен писать о том, что волнует народ, о чём тревожится его душа. Говоря о том, что творец должен быть живым и интересным, поэт старается так же «живо» писать, раскрывая перед читателем секрет настоящего искусства.
Идея
В строчках стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак представил поэта, которым хочет стать сам. Его идеал содержит всего несколько слов («самоотдача», «жить без самозванства», «любовь пространства» и «быть живым»). Самое главное для поэта — познать себя, найти и постичь смысл своего творчества. Об этом говорит Пастернак, надеясь найти единомышленников.
Средства выразительности
Пастернак использовал в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» самые различные средства художественной выразительности:
- Эпитеты («быть знаменитым», «жизни целой»).
- Сравнения (сравнивает шаги с местностью в тумане).
- Метонимия («привлечь … внимание пространства»).
- Метафоры («услышать будущего зов», «по живому следу», «ни единой долькой», «пробелы в судьбе», «места и главы жизни»).
- Олицетворение («прячется в тумане местность»).
- Антитеза (победа и поражение противопоставлены в стихотворении).
- Фразеологизмы («за пядью пядь», «не видать ни зги»).
- Анафора (не-не, и-и).
- Архаизм («не видать ни зги»).
- Многосоюзие.
- Лексический повтор («живым»), граничащий с градацией.
Все перечисленные выразительные средства помогают поэту сделать стихотворение эмоциональным.