«Быть знаменитым некрасиво…» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

Борис Леонидович Пастернак свой дар получил от родителей. Они обладали талантом, но каждый в своём творческом направлении: отец был художником, а мать пианисткой. Любить искусство, видеть великое в мелочах — качества, доставшиеся Борису Пастернаку от отца и матери.

История создания

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…». Написано в 1956 году. Оно входит в поэтический цикл, состоящий из 44 произведений, созданных поэтом за 4 года. За этот период Пастернак пережил много таких событий, которые должны были вселить в поэта отчаяние и желание замкнуться в себе: он написал роман «Доктор Живаго», но власти отказали ему в публикации, сам Борис Леонидович вынужден был отказаться от Нобелевской премии. Стихотворением «Быть знаменитым…» он обратился к поэтам, писателям и к себе лично. Стихотворению всё же удалось дойти до читателей, но многие уловили в нём оскорбление их личности. Есть версия, что Пастернак пытался разговаривать этим поэтическим текстом с Маяковским, чью манеру письма он не принимал.

Жанр, направление, размер

«Быть знаменитым некрасиво…» можно смело отнести к философской лирике, в нём содержится размышление о вечности, предназначении поэта и поэзии, сути искусства. Данное стихотворение можно рассмотреть, как послание. Ведь несколькими строчками Пастернак обращается к тем, кто будет творить после него. Он учит быть настоящим и искренним своих потомков и тех, кто является его современниками. Он как старший брат хочет, чтобы творчество других несло миру правду жизни, а значит, было бы вечно.

В стихотворении прослеживаются черты и футуризма, и символизма.

Размер стихотворения — четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются. Свободному построению стиха помогают пиррихии, которые умело использует поэт в своём произведении.

Композиция

Произведение содержит 7 строф, но оно делится всего на 3 части:

Первые две строфы по смыслу соединяются в первую часть. Здесь содержится резкое высказывание о поэтах, которые творят только ради своей славы. А поэзия должна создаваться из-за любви, из-за поэтического дара, который нельзя удержать внутри. Для Пастернака творчество должно иметь «самоотдачу».

Три следующие строфы — это 2 часть, которая помогает творческому человеку найти себя, автор говорит о «функциях» поэта. Слово «надо» звучит несколько раз с разными оттенками.

В 3 часть входят два последних четверостишия. По твёрдому убеждению Пастернака, творец должен создавать свои произведения, а говорить о них будут другие. Поэту главное – творить, выражать свои подлинные чувства: «Быть живым… до конца».

Образы и символы

  • Автор — это центральный образ, который перекликается с лирическим героем. Он искренен со своими читателями, у него есть принципы, которым он никогда не изменяет: он любит рассуждать, но при этом невероятно прост и понятен.
  • Читатель обязательно заметит образ пространства («привлечь … любовь пространства»). Понятие пространства у поэта существует вне времени. Это говорит о том, что поэт пишет о вечных темах.

Поскольку Пастернаку был близок символизм, его произведение содержит признаки символизма:

  • Символ неизвестного — туман, он показывает, что поэзия – это соединение реальности и воображаемого.
  • Символ творческих исканий поэта — это шаги. Творческий человек всегда ищет что-то новое, оставляя следы для своих последователей.

Темы

Пастернак говорит в своём стихотворении о роли создателя поэтических строк, о его пути и предназначении. Безусловно, эта тема всегда волновала выдающиеся умы. Борис Леонидович по-своему понимал свою миссию: правда и любовь к искусству и к своим читателям. Самое страшное было для Пастернака: ничего не значить, но при этом радоваться, что ты стал знаменитым:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Проблемы, настроение

Перед поэтом возникало много проблем, о которых он, не стесняясь, советуется стихотворными строчками с почитателями своего таланта. Для Пастернака в творчестве важна самоотдача, поэт должен писать о том, что волнует народ, о чём тревожится его душа. Говоря о том, что творец должен быть живым и интересным, поэт старается так же «живо» писать, раскрывая перед читателем секрет настоящего искусства.

Идея

В строчках стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак представил поэта, которым хочет стать сам. Его идеал содержит всего несколько слов («самоотдача», «жить без самозванства», «любовь пространства» и «быть живым»). Самое главное для поэта — познать себя, найти и постичь смысл своего творчества. Об этом говорит Пастернак, надеясь найти единомышленников.

Средства выразительности

Пастернак использовал в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» самые различные средства художественной выразительности:

  • Эпитеты («быть знаменитым», «жизни целой»).
  • Сравнения (сравнивает шаги с местностью в тумане).
  • Метонимия («привлечь … внимание пространства»).
  • Метафоры («услышать будущего зов», «по живому следу», «ни единой долькой», «пробелы в судьбе», «места и главы жизни»).
  • Олицетворение («прячется в тумане местность»).
  • Антитеза (победа и поражение противопоставлены в стихотворении).
  • Фразеологизмы («за пядью пядь», «не видать ни зги»).
  • Анафора (не-не, и-и).
  • Архаизм («не видать ни зги»).
  • Многосоюзие.
  • Лексический повтор («живым»), граничащий с градацией.

Все перечисленные выразительные средства помогают поэту сделать стихотворение эмоциональным.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *