Марина Ивановна Цветаева — поэтесса с тяжёлой судьбой, но стойким и сильным характером. Одно из её самых знаменитых стихотворений «Мне нравится, что Вы больны не мной…» показывает её талант и умение погружать читателей в свой поэтический мир.
Содержание
История создания
Одно из самых знаменитых стихотворений Цветаевой — «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Оно было написано в 1915 году. Многие литераторы и критики долгое время пытались догадаться, кому именно оно посвящено.
Лишь через многие годы сестра поэтессы раскрыла эту тайну. Стихотворение, по заверению Анастасии, было посвящено её второму супругу. Обе из сестёр были влюблены в одного мужчину — Маврикия. Они никогда не скрывали этого друг от друга, но Марина не хотела рушить счастье сестры. Поэтесса питала искренние чувства к Маврикию, однако оставалась с ним только в дружеских отношениях.
Жанр, направление и размер
Лирическое стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» написано в жанре послания.
Лирическая героиня вспоминает о своей несостоявшейся любви, но не сожалеет о сделанном выборе и приходит к выводу, что ей намного приятнее наслаждаться свободой.
Это стихотворение нельзя отнести к какому-либо литературному направлению. Цветаева отличалась своим неприятием шаблонов и направлений.
Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифмовка перекрёстная, рифмы используются мужские и женские.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф, в каждой из которых 8 строк. Каждая строфа отражает определённое душевное состояние лирической героини.
В начале произведения она отрицает свою привязанность к герою, к которому обращается в своём послании. Она старается притупить собственные эмоции.
Во второй части в словах героини появляются ноты сожаления, которые проявляются в тоне повествования. Фраза «Мне нравится…» уже звучит не очень уверенно.
В третьей части она наконец-то освобождается от душевной боли и отпускает свою привязанность к возлюбленному. Героиня понимает, что лучшее решение для неё — наслаждаться свободной жизнью. Однако в её заключительных словах всё же присутствует чувство горького сожаления.
Хиазм с лексическим повтором создаёт кольцевую композицию.
Образ
Центральный образ стихотворения — лирическая героиня, гордая, сильная духом женщина. Ей непросто признать своё сожаление о том, что она не любит и не любима. Цветаева изображает свою героиню сильной личностью, которая готова принимать серьёзные решения и самостоятельно менять свою жизнь.
Темы
Главная тема стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…» — нежелание любви, уход от неё, стремление к независимости от любовных переживаний.
Другая тема — истинное счастье. Лирическая героиня понимает, что любовные отношения являются для неё олицетворением зависимости от любимого человека. Именно поэтому она старается скрыть свои чувства и остаться независимой личностью. Своё счастье героиня способна найти лишь в свободе.
Идея
Основная мысль стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…» высказана лирической героиней в начальных стоках: если бы героиня и тот, к кому она обращается, любили бы друг друга, то это принесло бы только боль. Героине нравиться быть свободной.
Однако смысл стихотворения противоположен её заявлению, и это выражено в печальном «увы» в двух последних строках. Так что можно предположить, что всё сказанное выше — это просто самоутешение лирической героини.
В данном произведении Цветаева стремиться сказать читателю, что самым главным человеком в жизни каждого являются он сам. Именно из-за этого необходимо объективно рассматривать свои желания и цели, выбирая тот путь, который будет самым благоприятным для самого человека. Нередко чувства начинают перевешивать силу разума, и это может привести к разочарованию в будущем. При этом поэтесса не принижает значимость чувств.
Средства выразительности
В самых первых строках своего произведения Марина Цветаева использует хиазм — литературное средство, характеризующееся перестановкой частей предложения. Таким образом поэтесса передаёт внутренний конфликт в душе лирической героине.
Эпитеты ярко передают настроение героини, находящейся в особом эмоциональном состоянии: «церковная тишина», «тяжелый шар», «удушливая волна», «адовый огонь», «ночной покой», «закатные встречи».
Использование метафор помогает поэтессе создать необычные образы, которые отражают душевный конфликт лирической героини: «краснеть удушливой волной», «больна не вами», «шар земной не уплывёт под нашими ногами», «спасибо Вам и сердцем и рукой».