«Вот опять окно…» (М. И. Цветаева) — анализ стихотворения

Марина Ивановна Цветаева — поэтесса Серебряного века. Её внутренний мир настолько был богат, что все свои идеи и темы были подсказаны её чувственностью и эмоциональностью. Стихотворение «Вот опять окно…» создавалось поэтессой довольно долго.

История создания

Поэтическое творчество Марины Цветаевой во многом было определено дружбой с поэтессой Софией Парнок. Период знакомства и дружбы двух женщин вылился в написание 25 стихотворений. У Цветаевой появились циклы «Подруга» и «Бессонница». «Вот опять окно…» вошло во второй из них. Написано оно было в 1916 году. Все стихотворения перекликаются друг с другом иногда словом, иногда образом. Личная жизнь у поэтессы состояла из большого количества встреч, расставаний, а потом мучительных переживаний.

Жанр, направление, размер

По жанру стихотворение «Вот опять окно…» — элегия, с воспоминаниями о том, что произошло, с описанием испытанных чувств. Поэтесса передаёт свою тоску и печаль, разочарование и одновременно с этим — облегчение. Ситуация разрешилась, переживать теперь не стоит.

Литературные течения для Марины Ивановны не существовали, она имела свой индивидуальный стиль изложения. Если разбирать каждую строчку, каждый образ произведения, то можно считать, что данный текст близок к символизму.

Стихотворение написано ямбом, трёхстопным и шестистопным.

Рифмовка двух видов: перекрёстная и смежная. Рифма сначала чередуется (женская с мужской), а в последних строфах остаётся преимущественно мужской.

Композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Каждая из них имеет разное количество строк. Из-за этого текст становится необычным по ритму. Произведение делится на 4 части, разные по сюжету:

  • Вступительная часть: героиня, проходя около дома, глядит в окна, в которых горит свет. Возникают воспоминания.
  • Вторая часть представляет фантазии девушки о происходящим в доме с освещёнными окнами. За каждым окном скрывается какое-либо событие: радостное или грустное.
  • Третья часть раскрывает важную тайну: темнота озаряется светом не от свеч и не от ламп, а от ярких бессонных глаз.
  • Четвёртая часть содержит совет-просьбу. Поэтесса просит помолиться за то окно, где горит свет: оказать поддержку и помочь.

Образы и символы

Цветаева играет образами, наделяя многие из них конкретными символами:

Окно изначально является самым основным образом текста, к концу стихотворения эта его значимость постепенно исчезает. Окно — это символ внутреннего и внешнего мира, которое помогает увидеть свет внутри себя. Через него можно заглянуть в душу человека, это глаза дома. Если окно закрыто — это символ личной жизни, если в окне горит свет — это символ надежды, того, что дома человека ждут. Поэтессу нужно было поддержать, поэтому она заглядывала в окна, будто это были глаза друзей.

Образ лирической героини — это сама поэтесса. Цветаева откровенна со своими читателями. То, что они услышат, увидят в стихотворениях Марины Ивановны — это всё из её жизни. Героиня задумчива, печальна, тиха, смиренна.

Образ дома — это место, где живёт душа, а душа героини на данный момент находится в смятении.

Вино — символ любви, как жертвенная кровь.

Руки — символ выбора правильного жизненного пути.

Свечи — символ света во тьме, стремление к жизни, к лучшему.

Огонь — символ торжественности света, его всеобъемлющая сила, это обновление.

Читатель обратит внимание ещё на один центральный образ — бессонницу. Проведённая ночь без сна — это возможность всё обдумать, взвесить, принять решение, время признаний и понимания ситуации. Бессонница — это неравнодушие, переживание, как итог – это изменение, движение вперёд.

Темы

Ключевой темой всего творчества Цветаевой является «бессонница», то есть «растревоженность» духа. Это состояние одновременно является спутником и помощником во всех делах лирической героини стихотворения «Вот опять окно…», а значит, самой поэтессы.

Проблемы, настроение

Почему человек не спит ночью? Что можно считать бессонницей? Поиск ответов на данные вопросы — это те проблемы, которые пытается разрешить своим творчеством поэтесса. Цветаева не просто ищет ответы, она делится своими вариантами поиска с читателями, говорит, почему иногда хорошо бодрствовать.

Для поэтессы есть смысл в жизни, ведь она должна найти духовное осмысление, передать это важное своим потомкам.

Идея

Главный смысл стихотворения «Вот опять окно…» в том, что человек не может быть одиноким, он должен искать своего спутника по жизни, все занимаются таким поиском. Многим приходится тратить на это всю свою жизнь, а некоторым везёт: они находят того человека, кто пройдёт рядом рука об руку весь жизненный путь. Бессонница для Цветаевой — возможность переосмыслить, понять пройденный путь, подумать о будущем. У каждого жизнь своя: для одних — свет окна позволяет праздновать, делить радость друг с другом, любовь и душевный покой, для других — одинокая свеча свидетельствует о горестных событиях. Сколько бы света не было в таких окнах, они будут являться «маяком» для прохожих. Порой эти проходящие люди бывают безразличны, глухи к чужим бедам и радостям, поэтому Цветаева просит каждого обратить внимание на горящее ночное окно. Она будто чувствует, что такой момент может случиться и с ней: «И в моём дому завелось такое».

Средства выразительности

Цветаева — мечтательница, она включает в свои размышления такие средства выразительности, которые добавляют в повествование долю реальности:

  • Метафоры — «крик разлук и встреч», «темнота зажглась», «бессонные глаза», «окно с огнём».
  • Эпитеты — «каждый дом», «окно такое».
  • Гипербола — «сотни свеч», «в каждом доме… есть окно такое».
  • Олицетворение — «и в моём дому завелось такое (окно)».
  • Анафора — «Может — пьют вино, // Может — так сидят»; «Может — сотни свеч, // Может — три свечи…».
  • Оксюморон — «темнота зажглась».
  • Параллелизм — «Вот опять окно, где опять не спят».
  • Эллипсис — «может — пьют вино», «может — так сидят», «крик… — ты, окно в ночи», «может — сотни свеч», «может — три свечи».
  • Есть повторы слова «опять».
  • Частые тире — попытка выделить отдельные слова, чтобы усилить их смысл.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *