«Сохрани мою речь навсегда…» (О. Э. Мандельштам) — анализ стихотворения

Одним из значимых творений русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама является стихотворение «Сохрани мою речь навсегда…», повещённое теме поэтического бессмертия.

История создания

Стихотворение под названием «Сохрани мою речь навсегда…» Мандельштам написал в 1931 году. При его жизни произведение не было опубликовано. Известность оно получило спустя тридцать лет, после публикации в Нью-Йорке. До СССР это стихотворение дошло ещё позже — спустя 35 лет, в 1966 году.

Стихотворение «Сохрани мою речь навсегда…» покорило читателей и вызывало множество споров о том, кому оно посвящено. Например, Анна Ахматова предполагала, что стихотворение обращено именно к ней, но некоторые из читателей считают, что поэт создал строки, которые стали бы наследием для всего человечества в целом, и не посвятил их какому-то конкретному человеку.

Своё мнение высказали и литературоведы. Они считали, что поэт обращался в этом стихотворении к тем, кто глобально мог бы повлиять на жизнь людей в лучшую сторону: к власти, а, может быть и к самому Богу.

Жанр, направление и размер

Жанр стихотворения Мандельштама «Сохрани мою речь навсегда…» — элегия, поскольку произведение содержит философские раздумья. Близко это произведение и к жанру поэтического «памятника» (особой жанровой разновидности оды), к которому обращались вслед за Горацием М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и А. С. Пушкин.

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизм, что выражается в физических составляющих описаний. Кроме того, поэт выражает своё четко обозначенное мнение не только к текущему времени, но и к будущему всего мира. Пользуясь метафорой колодца, он как раз добавляет указанную акмеистическую форму текста. В сочетании с философским жанром элегия автор создаёт уникальное произведение.

Мандельштам в этом произведении умело воспользовался идеей построения разностопного анапеста. Сначала первая строфа имеет ритмическую несостыковку из-за отсутствия одного из слогов. Эта строчка в некоторой мере напоминает явный гекзаметр, благодаря которому в стихотворении появляется намёк на интонацию.

Рифмовка задействуется перекрестная — внутри произведения идёт чередование мужских и женских рифм.

Композиция

Стихотворение написано катренами. Его композиция построена на нескольких смысловых строфах.

В первой строфе главный герой отдает должное своим качествам, с помощью которых его творения способны жить если и не вечно, то очень долго. В последних двух фразах раскрывается вся суть творчества рассказчика.

Во второй строфе он адресует свои слова в сторону старшего, некоего авторитета — обращается к отцу, наставнику или приятелю. Так герой пытается найти своё место среди группы людей. Кроме того, понятие «народной семьи» несёт и другой смысл — возможно, автор использовал данное словосочетание для броского слова или в качестве метафоры.

В третьей строфе он вещает о том, на что может пойти ради признания его читателей. Синтаксическое строение текста позиционируется на частичках и дополнениях, что имеют своё начало благодаря предлогу «за». С помощью этой хитрости автор наделяет акцентом важность поэзии. Также он добавляет, что труд писателя, творца, поэта — дело нелёгкое, на которое часто идут, отдавая ему всю свою жизнь.

Образы и символы

Поэт высказывает мысль о том, что за любой мечтой скрывается расплата. По этой причине он сам выбирает, какой мерой платить за свой дар. Обычно, в понимании героя, платой выступает не всегда играющая на руку слава, судьба и нарекание поэтом до скончания веков, наблюдение со стороны власти и иные подобные детали, способные остро повлиять на жизнь творца.

Герой стихотворения не походит на персонажей лирических произведений Пушкина, к которым все привыкли. Лирический рассказчик сомневается в том, что эта своеобразная творческая сделка будет идти так, как он себе представляет. Поэтому, чтобы сохранить все написанные строки, Мандельштам способен обменять свою жизнь на бессмертие написанных им произведений.

Разумеется, эта идея вовсе нездорова. Контракт кажется безумным, лишённым всякого здравого смысла. Такой риск, попытки пойти на компромисс и всяческие уступки во благо творчества губят главного героя. Доходит даже до того, что тот способен принять злодеяния конкурентов, став их соучастником. От строчек веет духом средних веков, когда жестокость граничила с понятием нормы.

На безумие указывает метафора колодца, которая олицетворяет собой поэзию. Рассказчик, находясь по одну сторону с представителями сущего зла, волен губить всех своих социальных и классовых врагов. В свою очередь упомянутый «привкус ненастья и дыма» прямо указывает на горечь. Именно она говорит о непринятии героем тех шагов, на которые его сподвигло творчество. Однако в конце рассказчик упоминает, что жалеть ему не о чем.

Темы

Главная тема стихотворения «Сохрани мою речь навсегда…» — поэтическое бессмертие, наследие, которое остаётся после смерти поэта. Мандельштам готов примириться с реальностью и найти некий компромисс со временем для того, чтобы «речь» его сохранилась.

Тема свободы дана в образе Новгорода и указывает на два человеческих качества: непослушание и тягу к воле. Поэт проводит параллель между жизнью человека, природой и поэзией; говорит о способности человека оставить след в истории и его влиянии на то, каким этот след будет. Так или иначе, данное произведение — олицетворение вечно живущего искусства.

Идея

Основная мысль стихотворения «Сохрани мою речь навсегда…» заключается в том, что поэтическое наследие может остаться в веках в том случае, если поэт пропустит через себя народную боль, если проходит всю жизнь «в железной рубахе».

Автор готов на всё ради того, чтобы его слово было услышано. При этом ему важно быть не только замеченным, но и остаться в памяти поколений.

Средства выразительности

Максимально раскрыть тематику стихотворения «Сохрани мою речь навсегда…» позволяет использование тропов.

Яркость этому произведению Мандельштама придают эпитеты (грубый, дремучие, железная и др.). Больше всего в стихотворении автор использует метафору. Примеры метафор: привкус несчастья и дыма, смола кругового терпенья, совестный дёготь труда, железная рубаха.

Художественные приёмы в тексте несколько спрятаны за обилием смыслов. Мандельштам активно использует обращения, которые и по сей день волнуют публику. Можно с уверенностью сказать, что лирический герой достиг желаемого — поэзия не забыта.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *