«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…» М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» (из журнала Печорина).
Вся структура романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и система образов построены так, чтобы ярче и многостороннее осветить образ Печорина. Но и второстепенные герои сами по себе интересны и имеют самостоятельное значение. Хотя каждую часть романа можно считать отдельным законченным повествованием, общий герой и замысел делают его единым целым.
Печорин на протяжении всего романа сталкивается с разными людьми, его вмешательство в их жизни не только не проходит для них бесследно, но всем приносит одни страдания и разочарования. Чем наполнена человеческая душа, тем она и делится с другими. Несчастный сам делает несчастными и других.
Характеристика образа Бэлы из одноимённой повести помогает раскрыть характер самого Печорина. Бэла — его очередная жертва.
Содержание
Личность
Бэла — дочь мирно́го князя (то есть горца, подчинившегося русской власти). Ей 16 лет. Она живёт в доме отца вместе со старшей сестрой и младшим братом Азаматом. Бэла выросла в горах, она характеризуется как «дикая черкешенка», хотя точно определить её национальность трудно: так на Кавказе в то время называли женщин различных национальностей. Что можно сказать совершенно точно – так это то, что она мусульманка по вероисповедованию. Русского языка она не знала и начала учить его уже в период жизни у Печорина.
Говоря о характере Бэлы, Лермонтов не следует романтической традиции описания горцев как гармоничных «детей природы». У него каждый герой — личность со сложным и часто противоречивым характером. Цельность их натуры, сила страстей соединены с неразвитостью жизни, патриархальной ограниченностью мировоззрения. Гармония их жизни основана на силе традиций, а не на развитости сознания.
Внешность
Внешность девушки описана фрагментарно и в основном со слов других персонажей: Максима Максимыча, Печорина.
Она была «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Печорин любовался её красотой, её большими чёрными глазами, чёрными локонами, которые любил целовать. При первой встрече с ней он не сводил с неё глаз.
Максим Максимыч рассказал, что за время нахождения Бэлы в их крепости она очень похорошела, потеряв загар. На её щеках разыгрался румянец.
Характер
По словам Максима Максимыча, это была «милая, славная, добрая девушка». В первое время гордость не позволяла ей принимать подарки от Печорина, которые он закупал для неё в большом количестве. Она обладала твёрдым характером, чем ещё больше раззадоривала Печорина, который обещал, что всё равно она будет его.
Когда Бэла освоилась на новом месте, привыкла к Максиму Максимычу и Печорину, она стала более раскованной, весёлой, часто пела, танцевала, подшучивала над старым штабс-капитаном. Её искренность и простосердечность нравились Максиму Максимычу, и он очень привязался к девушке, как к дочери.
Она была искусной рукодельницей, очень хорошо вышивала золотом.
Бэла и Печорин
Отношения Бэлы и Печорина сложились не сразу, но закончились трагически: смертью девушки.
Приехав в крепость N. после дуэли с Грушницким под руководство Максима Максимыча, Печорин с первого взгляда влюбляется в младшую дочь мирно́го князя Бэлу. С помощью Азамата, её младшего брата, Печорин похищает Бэлу из отцовского дома. Он надеется, что, узнав его лучше, Бэла ответит взаимностью.
Сначала она не открывает своего чувства к Печорину, но позже признается, что ни один мужчина не производил на неё такого впечатления, как Печорин, и что она тоже влюбилась в него с первого взгляда. Но вначале он старался завоевать её сердце дорогими подарками, которые она с гордостью отталкивала. Затем она стала принимать подарки, но не более того, Печорину она так и не покорилась. Он решает (или просто делает вид) отпустить её домой, но она бросается ему на шею и не уходит.
Из рассказа Максима Максимыча читатели узнают, что 4 месяца они жили счастливо, Печорин наряжал её, лелеял, заботился о ней.
Но постепенно он теряет к ней интерес, по полдня проводит на охоте, обращается с ней холодно. Она надоела ему.
Бэла видит изменение в поведении и Печорина и понимает, что он её разлюбил. Лицо её осунулось, большие глаза потускнели.
Максим Максимыч стал укорять Печорина за такое отношение к бедной девушке, на что тот ответил, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он признался, что всё ещё любит Бэлу, но ему с нею скучно.
Однажды Печорин и Маским Максимыч были на охоте, и в это время Казбич похитил Бэлу, которая вышла за крепостной вал к речке. Похитителя они заметили уже поздно, но бросились в погоню и ранили его лошадь. Тогда Казбич соскочил с лошади и ударил Бэлу кинжалом в спину. Она прожила ещё два дня и умерла.
«Нет, она хорошо сделала, что умерла!»
Так сказал Максим Максимыч. Далее он продолжил: «Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»
И в этом старый штабс-капитан был прав. Печорин бы точно её покинул, к этому всё шло. И пришлось бы бедной девушке возвращаться в свой аул, где не было уже ни отца, ни брата. Без всякой защиты, опозоренная, она вряд ли смогла благополучно устроить свою жизнь.
Но если бы даже он её не покинул, а взял с собою в Петербург, она не была бы там счастлива, т. к. не смогла бы вписаться в светское общество, нравы которого надо усваивать с самого детства. Вырванная из родной почвы по прихоти Печорина, она не смогла бы прижиться на почве чужой.
Вывод
Душевная опустошённость Печорина не позволяет ему найти себя даже в личной жизни. Он обречён на трагическую развязку любви и дружбы, потому что умеет только брать, ничего не отдавая взамен. Он разрушает всё, к чему прикасается. Похитив Бэлу, он берёт на себя слишком большую ответственность, но как будто этого не осознаёт.
Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — самый светлый и чистый. И горько оттого, что такие вот «герои» любого времени легко и безнаказанно вмешиваются в судьбы других людей и ломают их.
Характеристика образа Бэлы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.