«Февраль. Достать чернил и плакать!..» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

Борис Леонидович Пастернак был великим мастером образности и музыкальности стихотворного слога. В начале 20 века он был известным поэтом, которого любили читатели, но не жаловала существующая власть. Пастернак никогда не пел, но очень любил музыку, поэтому подбирал такие слова и строки, чтобы они смогли петь за него. Поэт любил и знал своё дело — поэзию, он оставил в наследство своим потомкам, своей публике почти 500 стихотворных произведений.

История создания

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» было любимым для самого Пастернака, он часто к нему обращался с целью постоянного улучшения. Один из его переписанных вариантов вошёл в сборник «Лирика», выпущенный в 1913 году. Поэт обращался к его редакции в 1928, 1945 годах. Только через десять лет Пастернак решил, что первый вариант стихотворения, датированный 1912 годом, остаётся самым лучшим. По старому календарю с 1 по 13 марта были февралём, поэтому поэт упоминает прилетевших грачей.

Жанр, направление, размер

Пастернак — любитель природы. Этот факт известен уже всем, но стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» сложно отнести к пейзажной лирике, текст, скорее всего, философский. Картины природы у поэта приведены для подтверждения своих мыслей о творчестве и вдохновении. В период раннего стихотворчества у поэта переплетаются символизм с футуризмом. Рассматриваемое стихотворение — это символистическое произведение, в нём много образов-символов.

Размер в стихотворении — четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы в тексте чередуются. Пастернак открыто общается со своими читателями, поэтому его речь должна быть предельно проста. Этому способствуют неточные рифмы.

Композиция

В стихотворении 4 катрена. Композиция кольцевая, текст построен таким образом, что новая стихотворная строка «цепляется» с предыдущим словом.

Содержание соответствует строфам стихотворения:

  • В первой из них говорится о последнем зимнем месяце, о том, как человек переживает близкий уход зимы.
  • Вторая строфа — мечты, создание поэтического произведения. Для этого необходимо погрузиться в другую атмосферу: «Перенестись туда, где ливень // Ещё шумней чернил и слёз».
  • Третья строфа более детальна, она тоскливая.
  • Четвёртая строфа помогает понять, как слагаются стихи.

Композицию начинает и завершает фраза о сложении произведений «навзрыд».

Образы и символы

Как и во многих стихах Пастернака образы поэта и лирического героя совпадают, это одно и то же лицо. Их объединяет вдохновение смены сезона. Слякоть, ливень, грусть с описанными проталинами вдохновляют героев приближающейся весной. А теперь о пастернаковских образах:

  • Февраль — главный образ в стихотворении. Все другие образы являются второстепенными, помогающими для раскрытия основного образа.
  • У Бориса Пастернака в стихах часто слышны самые разнообразные звуки. В «Феврале» это «слякоть», которая даже умеет грохотать, клики колёс, крики ветра, «благовест».
  • Далее снова появляются образы, они интересны, метафоричны: «дно очей», «обугленные груши» и «сухая грусть». Все эти образы дают точную характеристику эмоциям, которые испытывает главный герой.
  • Грачи в стихотворении символизируют март, приближение весны. Их действия мудры, так как они ведут борьбу с грустью.
  • У поэта даже грусть чёрная и сухая. Этот мрачный цвет у Пастернака как противопоставление белому, который олицетворяет зиму. Следовательно, чёрный — это символ тепла, возрождения.
  • Чернила — тоже символ. Это возможности, вдохновение, способность что-то создать. Плач – действие, он есть само создание.
  • Воды читатель не встречает в «Феврале», наверное, потому что ещё время зимнего месяца, исходя из этого Пастернак говорит о любимой своей водной стихии вскользь. Для него эта стихия пока робко заявляет о себе словами: «слякоть», «слёзы», «лужи». Что у поэта вода? Она символизирует чистоту, жизненный источник. Слёзы освобождают человека от внутренних переживаний, внутренне очищая его душу.

Темы

Что главней для поэта: любовь, творчество или природа? Пастернак не может рассматривать эти три темы отдельно друг от друга, потому-то они и всегда действую в триединстве. Природа с человеком не только едины, человек зависит от природы, он вдохновляется ею на поступки, на творчество.

Проблемы, настроение

Что тревожит поэта, какие проблемы для него требуется решить? Поэту важен труд. Хорошо, когда нет напряжения в работе. Стихи сами ложатся на бумагу, природа руководит пером поэта. Проблема создания без душевных мук, спокойно, даже просто.

Таким же созвучным спокойному созданию стихотворения звучит авторское настроение. «Февраль» является неожиданным откровением Бориса Леонидовича. Его пейзажные зарисовки были открытием глубокой души поэта.

Идея

Автор преклоняется перед природой, понимает свою зависимость от окружающего мира. Это главный смысл стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Обновление наступает не только для природы, но и для человека. Пора переосмыслить свою жизнь, освободиться ото всего старого, ненужного.

Средства выразительности

В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..», как и в других произведениях Пастернака, множество самых разных троп:

  • Сравнение — «как обугленные груши».
  • Олицетворение — «слагаются стихи».
  • Гипербола — «с деревьев тысячи грачей».
  • Метафоры — чёрная весна, «ветер криками изрыт», слякоть горит, «сорвутся в лужи».
  • Автор часто прибегает к инверсии.
  • Есть риторическое восклицание — «Достать чернил и плакать!».
  • Используется анафора: звуки «п-п», «с-с-с», «и-и».
  • В стихотворении есть звукопись: звук «р» созвучен с криком, шелест ветра и дождя воспроизводится благодаря аллитерации — «х», «ш» и «ч».

Такое разнообразие лексических, фонетических, синтаксических средств помогает поэту создать полноценную картину смены одного времени года другим.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *