«Ночь» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

Пожалуй, нет таких других поэтов-философов, как Борис Леонидович Пастернак. Ему удаётся ответить на многие общечеловеческие вопросы, описать любовь, создать неповторимые пейзажи природы. Для этого поэта главное — окружающий мир со всеми прелестями жизни.

История создания

1957 год — год создания стихотворения «Ночь», одного из самых любимых произведений Пастернака, которое он часто декламировал, выделяя голосом все интонации: удивление, гудение и другие. Это стихотворение Борис Леонидович написал уже в зрелом возрасте, затем поэт включил это произведение в цикл стихов «Когда разгуляется», который считается самым лучшим у Пастернака и во всей русской поэзии. Плодотворно проходил период создания произведений во время пребывания на даче в Переделкино. Дача вдохновляла поэта своей удивительно спокойной атмосферой, неповторимыми чарующими ароматами. Пастернак рассказывает о творчестве, повествуя о людях других профессий. В этом произведении читатель видит лётчика, наблюдающего с высоты за всем происходящим на земле. Откуда такие образы? Может быть, частые полёты самолётов над дачей в Переделкино? А вдруг творения Антуана де Сент-Экзюпери навеяли что-то творческому уму Бориса Леонидовича? Есть только предположения и неоспоримый факт — созданное стихотворение «Ночь».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Ночь» относят к элегии, так как этот жанр содержит размышления автора. Это стихотворение не повествует о вечных ценностях, оно глубоко личностное, касается только самого поэта.

К конкретному литературному течению стихотворение «Ночь» трудно отнести. Текст философский, но без отношения либо к символизму, либо к футуризму, хотя автор пытается говорить о сверхискусстве, о сверхпоэзии.

Размер стихотворения определён, это трёхстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрёстная. Женская и мужская рифмы чередуются.

Композиция

В стихотворении «Ночь» 11 строф. Сюжет имеет постепенное развитие, а композиционно произведение последовательное. По смыслу все строфы стихотворения делятся на 6 частей.

  1. Сначала первые 2 четверостишия. В них содержится повествование о лётчике, который исчез «в тумане…».
  2. Затем идут две строфы, в которых автор рассказывает о происходящем под небом и на небе ночи:

«Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда».

«Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела».

  1. В третьей части — мечта о космосе, о полёте к неведомым планетам, вселенным.
  2. Снова поэт спускается на землю, пишет о том, как там кипит работа.
  3. Объединяющая 7-я строфа посвящена земному и небесному, а 8-я и 9-я строфы посвящены «взаимному» их «интересу».
  4. Два следующих четверостишия — отход поэта от абстракции и описаний. Здесь помещены такие высказывания:

«… борись с дремотой,
Как летчик, как звезда».

«Не спи, не спи художник,
Не предавайся сну».

Образы и символы

  • Главный образ в «Ночи» — сам Пастернак. Он думает о поэзии, о людях, которые его окружают, о небосводе с планетами.
  • Другим образом у поэта является ночь. Ночью к создателям, к творцам приходит вдохновение, ночью тишина и отсутствие границ. Ночь — символ двоякий. Он и вызывает страх, и помогает творческим людям. Ночь способна соединить реальное и вымышленное, то, что людям иногда может почудиться. Ночью можно увидеть то, на что не хватает времени обратить внимание светлым днём. Иногда ночью трудно найти нужное направление, поэтому двигаться приходится туда, куда позовёт сердце.
  • Символ, соседствующий с ночью, — небо. Читатель на протяжении всего текста благодаря поэту смотрит вверх: то это лётчик, то тень крыла или небесные тела. Небо является символом идеала, чистоты, к которой стремится человек. Таким образом, к настоящей возвышенной поэзии автор тянется, как к чему-то прекрасному и недосягаемому.
  • Образы Марса и Венеры отождествлены с войной и с красотой и любовью. Эти небесные тела смотрят на землян.

Темы

Тематически текст не очень богат, основное у поэта — мысли об обязанностях поэта:

«Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой…»

«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну».

Пастернак упоминает в своём стихотворении людей совершенно разных профессий. Они все могут бодрствовать ночью по разным причинам. Так поэт представил читателю огромное пространство, которое не спит. При этом автор стихотворения тревожится за то, что сон нарушен. Он использует словосочетания: «страшным креном», «горят материки».

Проблемы, настроение

Проблема для поэта — не всегда обращаться к реальности, нужно от неё отходить, так как это для творческого человека очень важно.

Настроение понятное, по-философски чистое, вдохновляющее.

Идея

Основная мысль стихотворения «Ночь» состоит в том, что человек, посвятивший себя творчеству, уже себе не принадлежит. Его основная задача — создавать, творить на благо времени и народа. Он может создавать пространства и миры, в которых ещё никто не бывал. Поэт – творец в любое время суток, он не имеет право спать, чтобы во сне не пропустить что-то очень важное.

Средства выразительности

Стихотворение «Ночь» отличается многообразием средств выразительности:

  • Сравнения (как лётчик, как звезда, как небосвод).
  • Эпитеты (чужие города, ночные бары, страшный крен, неведомые вселенные, прекрасное далеко, старинный чердак).
  • Метафоры (лётчик потонул в тумане, горят материки, вечности заложник).
  • Олицетворение (ночь идёт; ночь тает; ложится тень крыла; блуждают тела небесные, сбившись в кучу; Венера и Марс глядят; спящий мир).
  • Анафора (и-и, не-не, не-не).
  • Инверсия.
  • Повторение (не спи, не спи).
  • Гипербола (беспредельные пространства).

Исходя из всего сказанного, можно считать «Ночь» очень ярким произведением. Автор неслучайно любил декламировать именно это произведение, потому что считал его богатым на интонации, постоянно меняющиеся, но позволяющие точно передать мысли автора.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *