Азазелло — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Мистический роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет читателю достаточно широкий спектр героев. Азазелло является одним из ключевых персонажей этого произведения наравне с Воландом, Маргаритой, Мастером, котом Бегемотом и другими. Этот персонаж достаточно загадочен, он меняется на протяжении всего сюжета и раскрывает свою подлинную и полную сущность лишь в самом конце произведения. Характеристика образа Азазелло является обязательной при детальном разборе произведения и для его более глубокого понимания. Так кто это такой, есть ли у этого персонажа прототип, каков был Азазелло в романе и какова же, в конце концов, его личность?

Кто такой Азазелло

Начнём с того, что Михаил Булгаков перед написанием своего произведения прочитал много литературы, в числе которой была и Библия Ветхий Завет. Именно оттуда писатель взял образ Азазелло. В Библии он упоминается под именем Азазелл и считается падшим ангелом, который испортил людей и научил их многим непристойным и безбожным делам. Там упоминается, что именно он научил женщин наносить макияж и украшать своё тело драгоценностями, а точнее подал такую идею, мужчинам же внушил мысли о войне и показал оружейное искусство. Он просто напросто совратил людей, сделал многих безбожниками, научил искусству лжи и, конечно же, разврату. Азазелл был тем падшим ангелом, который вообще не боялся Бога, за что его, в конце концов, лишили крыльев и отправили в ад.

Внешность

Внешность героя, описанная в романе, имеет мифический, сказочный вид, а главное является достаточно запоминающейся для читателя. У Азазелло достаточно широкие плечи, на руках были  когти, в голосе слышались весьма неприятные нотки гнусавости, походка была прихрамывающей. Также отличительной чертой его образа являлось бельмо на левом глазу. Он был «…маленького роста, пламенно‑рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий…» Вся его внешность излучала отвращение и вызывала совершенно неприятные ощущения. Булгаков сделал своего персонажа максимально запоминающимся, его неказистая, безобразная и непропорциональная фигура была создана автором с целью отличить демона от остальных действующих лиц произведения: Бегемота и Коровьева.

Характер


Этот герой, имея такую разбойничью внешность, также не отличался хорошим и покладистым характером. Он был груб, жесток, бесцеремонен и хитёр, что граничило со злым коварством. Персонаж не только физически расправлялся с людьми, но также успешно ими манипулировал, проникал в сознание и управлял поступками. Казалось, что в нём сочетались лишь все отрицательные качества человечества. Однако не многие заметят, что автор вложил в характер этого героя и одну положительную черту — организованность. Азазелло был абсолютно рационален в своих действиях, все поручения Воланда выполнял с определенной тонкостью, точностью и аккуратностью. Он никогда не был многословен, все делал чётко, быстро и без лишних пререканий.

Работа

В чём сущность работы Азазелло в компании Воланда? Его роль в этом произведении достаточно понятно определена, в команде он являлся тем самым, кто организовывал мероприятия, связанные с убийствами, насилием и разбоем. Он выполнял всю грязную работу, поручаемую Воландом: «…Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь ещё пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…». Азазелло прекрасно владел многими видами оружия, был профессиональным снайпером. При этом в обычной повседневной жизни персонаж играл роль просто слуги, который без труда мог приготовить угощение гостям, вручить Маргарите волшебный крем или даже превратится в медицинскую сестру.

Сущность Азазелло

После прочтения романа читателю открывается истинное лицо персонажа, автор открывает занавес тайн и загадок, показывая тем самым все правду. За его отталкивающей и неприятной внешностью, скрывался истинный убийца, демон, искуситель человеческих душ с пропастью пустых чёрных глаз и мертвенной бледностью.

«…Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон‑убийца…» Он стал сам собой, тем, кем всегда являлся и что так искусно скрывал столь долгое время.

Вывод


Образ Азазелло является второстепенным в произведении, однако он представлен автором для лучшего понимания сюжета и, конечно же, для описания самых главных сцен.

Характеристика образа Азазеллло может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.