«В лесу» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

О Пастернаке бытует много разных мнений, но каждый знает, что век, в котором довелось жить Борису Леонидовичу, был богат на творческих, самобытных талантливых поэтов. Пастернак был одним из них.

История создания

1917 год — начало раннего периода для лирики Пастернака. Этот же год стал рождением стихотворения «В лесу». Произведение очень личное, поэтому, наверное, довольно трудно для понимания. Цикл стихов, в которое было помещено это стихотворение, носило название «Нескучный сад». Это один из разделов книги «Темы и вариации». Однажды Марина Цветаева, зная о том, что сам автор не любит свою книгу, сказала, что совершенно напрасно, так как в ней помещены уже стихи на века.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «В лесу» по жанру относится к стансам. Оно уникально тем, что строфы как будто живут сами по себе, имея каждая свою завершённую мысль. А по факту, всё объединяется одной темой.

Литературное течение, к которому можно отнести стихотворение, — символизм. Пастернака всегда относили к футуристам, но символизм был ему тоже близок по духу, хотя это течение было ему не свойственно, поэтому трудно для восприятия.

Занимаясь музыкой и любя её, Борис Леонидович не имел слуха. Он так же отказался и от философии. Любовь к поэзии переборола всё на свете. Все его увлечения придали всему творчеству поэта мягкость и лёгкость, тонкость и нежность при выборе словесного материала для своих текстов. Для стихотворения «В лесу» Пастернак выбрал пятистопный ямб с добавлением пиррихий, перекрёстную рифмовку, женскую и мужскую рифмы.

Композиция

Стихотворение «В лесу» содержит 6 катренов. Композиция последовательная, постепенно расширяющаяся градационно: сначала лес небольшой, но он доходит до безграничного и беспредельного. Композиция напоминает геометрическую прогрессию: начало — это определённый лес, а заключение — безграничный сон.

Можно весь текст разделить на 3 смысловых эпизода:

1-я часть. К ней относится первая строфа, которая знакомит читателя с лесом и его особенностями. Именно здесь заключено некоторое таинство, передающее общий настрой стихотворения:

Луга мутило жаром лиловатым,
В лесу клубился кафедральный мрак.

2-я часть. В неё объединены следующие три строфы: в них содержится повествование об особенности сна.

Есть сон такой, — не спишь, а только снится,
Что жаждешь сна…

Второй эпизод раскрывает необычность происходящего, она должна вывести читателя за рамки реальности: «Был полон лес мерцаньем кропотливым…».

3-я часть — последняя строчка третьего четверостишия и три последние строфы, объединяющиеся временной темой: «Как под щипцами у часовщика»; «…под стук цифири…»; «Счастливые часов не наблюдают».

Последняя часть говорит о безграничности сна, в котором находится лес, всё выходит за границы времени и пространства:

Казалось, древность счастье облетает.
Казалось, лес закатом снов объят.

Образы и символы

В тексте у Пастернака читатель привык видеть в образе лирического героя самого поэта. Специально такого эффекта Борис Леонидович никогда не добивался. Из-за того, что его стихи всегда очень личные, так получалось, что поэт незримо присутствовал во всех своих произведениях.

В данном стихотворении сон леса отождествляется со сном главного героя.

Самый главный образ — образ сада, который является символом опасности и убежища одновременно.

Образ леса является природным, натуральным садом, который был создан без вмешательства человека.

Ещё стихотворение содержит присутствие образа человека, владеющего временем. Часы – это символ бесконечности, но они говорят каждому о том, что время нельзя повернуть вспять. Часовщик может влиять на часы, минуты и секунды: «Текли лучи. Текли жуки с отливом…».

В тексте чувствуется замедление хода времени, но оно вечно.

Образы влюблённых появляются в самом начале и конце произведения.

Темы

В стихотворении «В лесу» поэт затрагивает следующие темы:

  • Любовь — влюблённые в тексте находятся обособленно, они будто совершают полёт.
  • Природа — описание леса.
  • Смерть — эта тема только вскользь проскальзывает в стихотворении.
  • Победа времени над жизнью — на эту тему указывают слова «казалось», «сон».

Проблемы, настроение

Проблемой является неоднозначность понимания стихотворения. Это зависит от того, какой настрой у читателя, что он пережил, чего хочет от жизни.

Настроение всего произведения у каждого своё. «В лесу» рождает в воображении непонятный образ, но какой-то близкий и знакомый с детства. От строчки к строчке постепенно читатель получает понимание сюжетной линии, появляется романтичное настроение.

Автор употребляет несколько цветов:

«жар лиловатый» (цвет тайны, при описании этого цвета стих приобретает грустно-романтический и торжественный оттенок). Это можно увидеть в цветке нераспустившейся сирени, такой цвет у столового стекла винной бутылки. Светло-сиреневый цвет — это воспоминания о счастье.

Идея

Что видел в стихотворении главное сам автор? Светлую любовь сравнивают со сном:

Есть сон такой, — не спишь, а только снится,
Что жаждешь сна; что дремлет человек,
Которому сквозь сон палит ресницы…

Основная мысль стихотворения «В лесу» — мысль о быстротечности времени.

Средства выразительности

  • Сравнения: тишина с воском, «как под щипцами».
  • Эпитет: жар «лиловатый».
  • Метафоры: «текли лучи», «текли жуки», «стекло стрекоз», «терпкий янтарь», «сеют тень», «лес снами объят».
  • Гипербола: «сотрясают иглы».
  • Архаизм: «цифирь».
  • Вопрос без ответа (риторика): «что оставалось в мире целовать им?».
  • Афоризм (фразеологический оборот): «счастливые часов не наблюдают».
  • Анафора (единоначалие): «казалось, …».
  • Использована инверсия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *