Григорий Александрович Печорин — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Образ Григория Александровича Печорина задумывался как портрет целого поколения, к которому принадлежал и сам автор. Этот образ соединил в себе главные, определяющие качества молодых людей, не заставших «дней Александровых прекрасного начала», не осенённых светом патриотического воодушевления войны 1812 года. Их взросление пришлось на время реакции, последовавшей вслед за восстанием на Сенатской площади. Показывая героя в самых разных ситуациях, Лермонтов анализирует главные черты характера своих сверстников, основы их мировосприятия и предоставляет читателю судить о том, что за поколение вступило на жизненную арену. Характеристика образа Печорина создаётся тремя разными способами.

  • Рассказ другого персонажа (Максим Максимыч, человек старше и опытнее героя).
  • Портретная характеристика от стороннего наблюдателя (повествователь – ровесник героя, человек одного с ним круга).
  • Самоанализ героя (дневник Печорина).

Такая структура романа позволяет показать образ молодого офицера под различными углами, создать многогранный, сложный характер.

Первое впечатление

Не слишком проницательный Максим Максимыч и наблюдательный рассказчик, принадлежащий к той же среде, что и Печорин, отмечают в его поведении, внешности, манерах одну и туже странность. В герое всё соткано из противоречий. Выносливый и неутомимый на охоте, ёжится от небольшого сквозняка. Не раз доказывавший свою отвагу пугается стука оконной рамы. Маленькие руки, худоба бледных пальцев, небрежная ленивая походка, расслабленность движений противоречат «крепкому стану», широким плечам, общему впечатлению уверенности и силы, исходящему от него. Неразъяснённая противоречивость облика интригует читателя, заставляет подозревать в герое сложную, романтически загадочную натуру.

Печорин в гуще жизни


Жизнь интересна Печорину в том смысле, что он ещё не до конца её узнал. Странное, почти детское любопытство, жажда новых впечатлений заставляют его следить за слепым подростком и заигрывать с девушкой из шайки контрабандистов. Из тех же побуждений Григорий Александрович устраивает похищение Бэлы и врывается в хату, где заперся пьяный вооружённый казак.

Печорин проявляется в столкновении с другими людьми, в различных социальных и личностных взаимосвязях, запутанных отношениях. Мы видим, как умело он манипулирует окружающими, как любит, общается с приятелями, ненавидит, затевает вражду. Мы наблюдаем за ним перед лицом смерти (на дуэли), на светском приёме, свидании, в кругу диких горцев и в столкновении с контрабандистами. Ни в одну из этих ситуаций он не вовлечён душой. Ни одному чувству не отдаётся без остатка, никто из окружающих не оставляет в нём глубокого впечатления, ни одно событие его не потрясает. Печорин словно не способен в полной мере ощущать ненависть или любовь, жалость или презрение. Лермонтов доказывает, что обладающий острым умом и при этом неспособный чувствовать человек нового поколения не может найти себе иного применения, чем светские интриги, мелочное соперничество, игра в романтические страсти. «Герой своего времени» не совершает ничего настоящего, потому что он ничего по-настоящему не хочет и растрачивает себя по мелочам.

«Топор в руках судьбы»

Не сознавая опасности, которой чреваты подобные игры, Печорин невольно оказывается в роли «топора в руках судьбы», становится разрушителем чужих жизней. Погибла Бэла, пропал Азамат, убит Грушницкий, разрушена жизнь Веры, поругано первое чувство Мери. Сам Печорин всегда остаётся в одиночестве, теряет любимых (Вера), приятелей (доктор Вернер, Максим Максимыч). С горечью осознаёт он свою разрушительную силу. Ничто в мире не имеет для него цены, ничем он не дорожит, поэтому всё вокруг него рано или поздно рушится.

Ум и нравственные принципы


Лермонтов не зря позволяет рассказать о наиболее значительных эпизодах в жизни Печорина самому герою. Автор доверяет наблюдающему взгляду персонажа, его аналитическим способностям. Люди, которых мы видим его глазами, охарактеризованы точно и глубоко. Печорин беспощадно отмечает чужие слабости и недостатки, хотя не всегда может оценить достоинства.

Печорин не имеет твёрдых нравственных принципов, однако в нём, по выражению Белинского, живёт тоска по идеалу, подлинным чувствам. Возможно, поэтому он и производит свои жестокие эксперименты, заставляя людей сбросить маски, желая обнаружить человека в человеке, докопаться до его нравственной сути. Он сурово обошёлся с Мери, но теперь никакие Грушницкие не смогут увлечь её показным романтизмом. Он пытался достучаться до совести Грушницкого и готов был простить всё за раскаяние, но в том слишком поздно проснулось достоинство. «Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас потом зарежу», — такие слова слышит Печорин от своего соперника за минуту до гибели.

Вывод

Печорин — действительно портрет поколения, которое с полным правом можно назвать «потерянным», поколения, не нашедшего места в жизни, применения своим силам, объекта ненависти, предмета любви:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. («Дума»)

Характеристика образа Печорина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.