«Снег» (И. Ф. Анненский) — анализ стихотворения

Иннокентий Фёдорович Анненский питал особую любовь к зиме, и это очень заметно в его стихотворении «Снег». Хотя данное произведение проникнуто меланхолией, в нём чувствуется любовь к зимней поре. Вникая в атмосферу стихотворения, мы можем понять, почему автор испытывал уныние.

История создания

В стихах Иннокентий Фёдорович Анненский часто передавал своё очарование зимой — с её снегопадами, сильными ветрами, ледяными узорами на окнах. Морозная зима 1909 года стала для него последней, наполнив его печалью. Он был нездоров и чувствовал, что смерть не за горами.

Иннокентий Федорович написал 5 вариантов стихотворения, которое посвящено теме смерти и тому, как любимое время года может стать роком в его судьбе. В конечном итоге только один из вариантов был выбран для включения в посмертный сборник поэта; эта книга была выпущена его друзьями как дань уважения к Анненскому.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» является элегией. Этому жанру соответствует меланхолическое, задумчивое настроение произведения.

Поэзию Анненского обычно относят к литературному направлению символизм. В определенной степени это верно. Тем не менее, творчество этого поэта основано на символизме, имеющем сходные черты с романтизмом, и может быть определено как «психологический символизм».

Для пейзажной лирики Анненского характерно изображение природы, пейзажей, сопровождающееся меланхолическим настроением и философскими размышлениями, переданными через символы и образы.

Размер стихотворения «Снег» представляет собой двустопный анапест. Способ рифмовки — перекрестная рифма. Мужские и женские рифмы чередуются.

Композиция

Стихотворение «Снег» состоит из пяти четверостиший. Условно его можно разделить на две части:

  • 1-я часть (первая и вторая строфы.) Лирического героя тяготит наступление зимы, для него она является символом бесприютности, тоски, смерти.
  • 2-я часть (последующие строфы). Герой предчувствует наступление весны и ему становится жаль исчезающего снега.

Образы и символы

В «Снеге» лирический герой во многом автобиографичен. Он борется со своими сокровенными мыслями и чувствами, пытаясь найти свою связь с окружающим миром. Чтобы точно передать свое послание, автор часто использует цветовую символику. Природа и ее элементы используются в его произведениях как отражение человеческой жизни:

«Этот нищенский синий
И заплаканный лёд!»

Использование поэтом синего цвета обозначает духовную глубину. Этот цвет передаёт чувство безмятежности и в то же время печали. Чем богаче и насыщеннее оттенок, тем сильнее и безысходнее тоска и печаль. В данном случае синий цвет скуден:

«То сверкающе белый,
То сиреневый снег…»

В поэзии автора сиреневый цвет ассоциируется с мягкостью, весной, грёзами и фантазиями, спасением, стремлением к совершенству и местом между реальным миром и чем-то потусторонним.

Белый цвет у Анненского обычно не связан с невинностью и чистотой. У него белый цвет — это оттенок тумана и забвения, цвет воспоминаний, ухода из жизни и печали.

Читая только эти строки, не рассматривая стихотворение в целом, можно не заметить ничего особенного: снег обычно белый, но в зависимости от освещения он может принимать другие оттенки, что перекликается с тем, что происходит в реальной жизни. Однако, понимая контекст и учитывая биографические данные поэта, можно сделать вывод о взаимосвязи между лирическим героем и снегом, которая придает «новые краски» этой цветовой игре.

Снег символизирует внутреннее состояние героя, вероятно, представляя собой приятное воспоминание о прошедших днях. Затем это сменяется «сиреневой» нежностью, мечтами и легкой меланхолией. Потом снег постепенно тает, что указывает на ощущение физического и душевного нездоровья. Несмотря на эти сложные эмоции, лирический герой говорит о них с любовью и принимает их как должное.

Что касается образности в этом стихотворении, то совершенно очевидно, что зима может рассматриваться как метафора конца жизни, в то время как весна символизирует возрождение, восстановление:

«На томительной грани
Всесожженья весны».

Это стихотворение можно интерпретировать как признание того, что «весна» в жизни лирического героя подходит к концу, понимание того, что он находится на грани ухода из жизни.

Темы, проблемы, настроение

Лирика Анненского имеет много общего со стихами французских символистов периода декаданса с их акцентом на пессимизм и критику общества. В его произведениях широко представлены такие темы, как смерть, тоска, одиночество, совесть и любовь. Прекрасный пример этого можно увидеть в стихотворении «Снег», в котором сочетаются темы тоски и смерти.

Иннокентий Федорович не был очень набожным. У него много стихов о смерти, из которых видно, что он не видел продолжения существования после ухода из жизни. Чувство тоски является основополагающим элементом всех произведений автора. В его восприятии она происходит из-за однообразия жизни и из-за воспоминаний об ушедших временах.

Несмотря на то, что темы произведений Анненского нельзя назвать жизнерадостными, в них всё же есть оттенок жизнелюбия. Во всех его произведениях присутствует неиссякаемая жажда жизни, которая побуждает взглянуть на излюбленные темы поэта под другим углом.

Атмосферу «Снега», созданную использованием цветовой символики, можно назвать «сиреневой». Она непостоянная, колеблющаяся, блуждающая. Ощущение от этого произведения — странное, приятно-тоскливое.

Идея

Основная мысль стихотворения «Снег» заключается в том, что природа помогает человеку лучше узнать самого себя.

В произведении видно, как меняются размышления главного героя, изменяется его точка зрения, и читатель становимся свидетелями итога его размышлений.

Средства выразительности

Чтобы в стихотворении «Снег» передать свои чувства, поэт использовал множество тропов, которые усилили выразительность его произведения.

В произведении использованы следующие средства художественной выразительности:

  • Эпитеты: «обуза тяжка», «грузный полёт», «нищенский синий и заплаканный лед», «сиреневый снег», «скользящий обрыв», «непорочные сны».
  • Сравнение: «точно стада в тумане непорочные сны».
  • Метафора: «дыму не уйти в облака», «выси открыв, он ложится усталый на скользящий обрыв» (о талом снеге).
  • Анафора помогает читателю представить целостную картину, поэт как будто описывает то, что видно ему за окном. Повторяющееся использование отдельных слов и фраз усиливает ощущение печали и скорби.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *