В комедии «Вишнёвый сад» Антон Павлович Чехов провёл отчётливую социальную грань между героями: Гаев и Раневская — дворяне, Лопахин — предприниматель, Аня и «вечный студент» Петя — прогрессивная молодёжь. Характеристика образа Лопахина обнаруживает теснейшую связь нового, активного слоя общества с уходящей дворянской Россией и обнажает подлинные корни конфликта пьесы.
Содержание
Вишнёвый сад
Ермолай Алексеевич вовсе не настроен против людей, на которых трудились его дед и отец. Потомок крепостных рабов — единственный из персонажей, кто по-настоящему пытается сохранить усадьбу за Раневской. С начала пьесы Лопахин упорно навязывает всем простой и осуществимый вариант решения проблемы. Лишать кого-то дома герой не хочет, вишнёвый сад сам падает в руки Лопахину. Покупка эта неожиданна, почти случайна.
Приобретение сада лишь на короткое время делает этого человека счастливым. Эйфория быстро сменяется печалью, почти унынием: «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная жизнь!» Ермолай Алексеевич в глубине души понимает несправедливость своего торжества. Но как поступить правильно в этих условиях, он не знает. Бывшие собственники, дворяне, недостойны владеть садом, не могут управлять ни имением, ни страной. Если бы Лопахин выкупил поместье для них, эти бездарные хозяева всё равно потеряли бы его чуть позже.
Отношения между героями
Раневская и Гаев
Социальный конфликт у Чехова, если и присутствует, то завуалировано. Делец Лопахин изображён не как беспощадный и агрессивный по отношению к дворянам хищник. Высокомерный Гаев его, конечно, раздражает своим бессилием, неприспособленностью, бесполезностью. «Баба вы!» — кричит в ярости купец Лопахин аристократу Гаеву.
Но Раневскую герой по-своему любит. Задолго до приезда владелицы вишнёвого сада он уже находится в её доме и несколько часов проводит в ожидании. В первом же его монологе звучит искренняя привязанность к Любови Андреевне.
Выросший среди грязи, грубости, дикости мальчишка в молодой дворянке увидел воплощение идеальной жизни, где прекрасные женщины ко всем ласковы и добры, всё вокруг красиво и изящно устроено, люди живут счастливо и легко. Этот идеал остался в памяти Ермолая навсегда. Возможно, стремление достичь его и помогло герою добиться своего нынешнего положения.
Трофимов и Аня
Ермолай Алексеевич относится к молодым персонажам пьесы добродушно, с лёгкой иронией. Он не прочь посмеяться над «вечным студентом», но делает это без злости. Готов помочь Трофимову деньгами. Да и бывший учитель ему симпатизирует: «Все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…».
Лопахина привлекают наивные мечты молодого поколения, их искренняя вера в прекрасное будущее. Ведь предприниматель тоже трудится для будущего. Только цель они видят по-разному.
Варя
Самую большую загадку представляют отношения героя с Варей — приёмной дочерью Раневской. В разговорах с девушкой богач теряется: то оперирует неуклюжими цитатами из «Гамлета» («Охмелия, иди в монастырь…»), то попросту блеет. Всем вокруг очевидна влюблённость купца в девушку. Сам Ермолай, говоря с Раневской, выражает желание жениться. Но всё оканчивается ничем. Это лишний раз подтверждает, что никакие связи не возникают в распадающемся мире.
Речь героя
Удивительно, но необразованный Ермолай говорит очень хорошо. Лучше высказывается только Трофимов. Но речи последнего о чудесном будущем бессодержательны, хоть и красивы. Гаев и его сестра выражаются в основном короткими, бессвязными восклицаниями. Лопахин предельно просто, точно, понятно формулирует свои мысли, пытается выстроить диалог, требует чётких ответов. Но его планы, его слова отвергаются. Они принадлежат миру материальной выгоды. Дворяне не способны даже думать в этом направлении, чем лишают и его способности говорить: «Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Вы меня замучили!» Герой способен на глубокие размышления о цели жизни на земле, о человеке: «Я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».
Вывод
Ермолай Лопахин — человек дела. Только работая, он чувствует осмысленность своего существования. Проведённые в доме Раневской дни он считает потерянными и спешит вновь погрузиться в дела. При всём этом его не оставляет чувство своей неуместности в этой среде. Острее прочих он чувствует неотвратимо надвигающиеся перемены, скорый конец привычной жизни. Усилия, которые Ермолай употребил, чтобы сохранить усадьбу Раневской, доказывают: герой не готов разрушить связь с прошлым. «Тонкая душа», о которой говорил Трофимов, не позволяет отказаться от лучших, самых светлых воспоминаний.
На заре наступающего века Россия, по мысли Чехова, ещё не сформировала идеал человека действия. Но образ Лопахина наиболее близок ему.
Характеристика образа Лопахина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.