Эдуард Аркадьевич Асадов был способен увлечь своими произведениями читателей от мала до велика искренностью образов и рассматриваемых тем. Асадов — человек мужественный, который писал простые, понятные каждому, живые стихи. Его лирика многопланова, но стихи о войне не могли никого оставить равнодушными.
Содержание
История создания
Эдуард Аркадьевич окончил выпускной класс в 1941 году. Все светлые мечты парня разрушились, он пошёл на фронт защищать свою страну. Получив ранение в 1944 году, Асадов лишился зрения. Всю свою жизнь он служил примером мужества и жизнелюбия. Поэт создавал свои произведения, где бы он не находился.
В 1943 году 20-летний Асадов написал стихотворение «Письмо с фронта». Это обращение к матери, которая посвятила себя сыну после смерти мужа.
Жанр, направление, размер
По жанру лирическое стихотворение «Письмо с фронта» — послание. Это разговор с родным человеком. В этом разговоре с родным человеком поэт не получает ответа, но он чувствует и знает, что бы ответила ему мама. В послании важны слова сына, который обещает, что он будет жить и не сдастся, пока дышит. Эти обещания для матери очень важны: сын далеко, и ей важно знать, что он жив.
Асадов относился к поэтам-модернистам, но его творчество трудно отнести к какому-либо конкретному течению, его можно назвать поэтом-фронтовиком. Это и было его направление, которое позволяло ему писать с добром и пониманием человеческой сущности. Поэт всегда выступал против любой войны.
«Письмо с войны» написано четырёхстопным амфибрахием. В трёх первых и в двух последних строфах рифмовка перекрёстная. В середине стихотворения используются парные рифмы и кольцевая рифмовка. Рифмы в стихотворении — женская и мужская.
Композиция
Текст композиционно и по смыслу делится на 5 частей, а строф в нём 8, семь из них состоят из четверостиший, а в одной строфе содержится 6 строк. Композиция построена последовательно:
Первая часть рассказывает о той, кому адресовано обращение. Автор говорит о маме с нежностью. Он говорит, что о ней часты его воспоминания. Ему трудно подобрать слова, в которых бы ему удалось выразить всю любовь к своей хорошей и родной маме.
Вторая часть содержит авторские воспоминания о том, как мама грустила или радовалась. Поэт представляет, как она будет выглядеть, когда будет читать это письмо:
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Шесть следующих строк составляют третью часть. Эти строки повествуют о том, какими беспечными были молодые люди до войны. Автор жалеет о том, что многое они не ценили, он тоскует по прошлому. Вот когда молодые люди вернутся с войны, всё будет по-другому:
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне…
Следующая часть напоминает поэту о военном времени. Временное затишье радует автора, так как оно позволило написать эти строки дорогому ему человеку.
Пятая часть — это снова образ матери главного героя. Теперь он даёт обещание, что будет сражаться за жизнь. Он ничего не боится, так как мама его благословила.
Образы и символы
Конечно, в этом стихотворении Асадов пишет о себе, но героем этого произведения мог быть любой советский солдат, написавший письмо домой. Образ этого воина очень собирательный, точно такой же, как и образ матери.
Наверняка читатель заметит, что в стихотворении нет описания мамы бойца. Это ни к чему, у каждого в мыслях всплывает конкретный образ, у каждого свой и самый родной.
Образ матери у Асадова нежный и беззащитный, но одновременно сильный своей любовью.
Асадов рисует ещё один образ — войны. Это странный поэтический образ. Война несёт с собой разруху, голод, смерть, боль, разлуку, но только она позволила понять ценность жизни.
И самое главное, что читается в подтексте: мать — это Родина, которую защищают её доблестные сыны.
Темы
«Письмо с фронта» содержит и раскрывает тему войны, которая обостряет другие, не менее важные темы: любви матери, любви сыновней, любви к своему Отечеству.
Проблемы, настроение
В жизни каждого человека всегда были и будут проблемы, а Асадов усмотрел проблему утраты жизненных ценностей и их последующего обретения.
Настроение в стихотворении передаётся от тех строчек, которые пишет боец с теплом и огромной любовью. От текста веет оптимизмом: солдаты, получившие благословение, обязательно одержат победу.
Основная идея
Основная мысль стихотворения «Письмо с фронта» содержится в следующих строках:
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Средства выразительности
Поэт подбирает для стихотворения «Письмо с фронта» особенные тропы, которые соответствуют теплоте и нежности, разлитым в строках всего текста:
- Сравнение (сказка и дымка — снежные горы; орудия — стадо слонов; тишина, голос кукушки — детство).
- Эпитеты («суровая двойка», «сыновий привет», «тихая песнь», «родные края»).
- Метафоры («неласковое небо», «солдатская дорога», «свинцовый ветер»).
- Сопоставление — антитеза (мать — война).
- Автор использует инверсию в своём тексте довольно часто («пишу я», «читаешь письмо ты», «грустила ты»).
- Присутствует риторическое восклицание («Ты здесь, ты со мною, родная моя!», «Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!»).
Стихотворение уникально во многих смыслах. Во-первых, читатели понимают, как молодому человеку нелегко на войне, как его меняют обстоятельства, но автор умело сглаживает образы, несущие смерть:
- Огнестрельные орудия у него — стадо слонов. Эти образы никак не могут ассоциироваться со смертью, таким образом Асадов добивается уменьшения опасности, которая нависла над сыновьями, мужьями и отцами.
- Пули у автора превращаются в «свинцовый ветер», который рано или поздно утихнет, принося с собой затишье и солнечный свет.
- Снаряды по-прежнему несут смерть, но о ней автор не упоминает.