«Июль» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

Борис Леонидович Пастернак — уникальный поэт своего времени. Его лирика посвящена любви и природе. Для него природа — это неделимое целое, а человек — её составляющая часть. Человеческие чувства и состояние природы всегда созвучны друг другу. Поэт не сразу пришёл к пониманию этого единения, только в поздний период своего творчества он смог пересмотреть многие свои взгляды на мир.

История создания

Весь период творчества Бориса Леонидовича можно разделить на ранний и поздний. Данное стихотворение относится к произведениям Пастернака, которые он писал, будучи зрелым поэтом. В 1956 году, когда создавалось стихотворение «Июль», поэт жил у себя на даче. Природа окружала Бориса Леонидовича, уютный дом скрывал от непогоды. Здесь писалось хорошо. Создавались произведения, одухотворённые самой природой. Текст включил в себя всё: образы, символы, простоту, глубину в изложении. Темы, которые были включены в стихотворения ранней лирики, не потеряли своей актуальности, они снова появляются в творчестве поэта.

Жанр, направление, размер

Уже исходя из названия, можно сделать вывод, что стихотворение «Июль» о природе, значит, это пейзажная лирика. Пастернак часто объединяет в своих текстах описание природы с описанием человека, его внутреннего мира, чтобы лишний раз продемонстрировать, что человек и мир природы едины.

В стихотворении можно найти черты символизма и одновременно футуризма.

Размер — это ямб с четырьмя стопами. В стихотворении перекрёстная рифмовка, в которой наблюдаются и женская, и мужская рифмы.

Композиция

Стихотворение «Июль» состоит из семи строф, его просто разделить по смыслу на 3 части.

В каждой части разное количество строф:

  • Первая часть — 1 строфа. Это четверостишие звучит, как мистическая загадка. Автор специально настраивает читателя таким странным образом, чтобы подготовить к дальнейшему восприятию:

По дому бродит приведенье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

  • Вторая часть включает 2 и 3 строфы. В самом начале этой части читатель слышит странные звуки, предположительно принадлежащие домовому. Почему такая уверенность, что в доме живёт какая-то сущность? Занавеска движется сама по себе, как от сквозняка.
  • Третья часть содержит последние четыре строфы, в них продолжается повествование о домашнем озорнике.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?

Образы и символы

Автор ведёт рассказ от лица жильца дома. В этом доме происходит что-то странное. Герой стихотворения внимательно следит за происходящим, рисуя воображаемые мистические картины. Чтобы заинтересовать читателя, поэт с первых строк говорит о приведении, о домовом. С каждым словом становится ясно, что здесь живёт какая-то сущность, она «крадётся», «мешается» «срывает», «взвивает». Характер у этого жильца неспокойный, но он для человека не представляет никакой опасности:

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Так кто же это? Постепенно, всё разъясняется. Этой сущностью становится «летний дачник-отпускник», а точнее:

Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.

Поэт скоро сроднился со своим персонажем, вскоре июль у Пастернака стал любимым проказником, постепенно у летнего месяца появляются человеческие черты.

Образ перестаёт быть страшным, он таинственный, одновременно чудесный. В целом он сливается с образом лета. Это единственный символ произведения – чудо, которое захватывает всего человека.

У Пастернака в зрелом возрасте стало всё просто: свои стихи он писал доступным и понятным языком, всё реже наполняя их символами и сложными для понимания образами. Душа сама подсказывала, какой очередной поэтический образ родится из реальной действительности, из окружающей природы.

Темы

Природа у Пастернака может существовать сама по себе, она не делится на части. Её нельзя рассматривать врозь от любви, от творчества. Поэт раскрывает эту тему триединства с разных сторон. В стихотворении «Июль» жизнь и творчество рассматривается поэтом со стороны природы.

Пастернак всегда выступал за уважение человека и его деятельности, сейчас он требует, чтобы такое уважение выказывали природе. Ею нужно восхищаться, а поэтам есть чем вдохновляться, если они начнут любоваться природой.

Проблемы, настроение

Для чуткого поэтического сердца важно рассмотреть проблему восприятия всего окружающего мира. Вот почему поэт предлагает увидеть лето, как живое существо со своим характером, привычками и мнением.

Стихотворение проникнуто оптимизмом. Поэт играет в детство, делая слог лёгким, игривым.

Идея

Основная мысль стихотворения «Июль» состоит в единстве природы и человека. Всё должно жить, существуя в гармонии. Главный смысловой оттенок Пастернак видит в том, что даже проказник июль вынужден соседствовать с хозяином дома.

Средства выразительности

Автор стихотворения «Июль» вынужден говорить подтекстами, а значит, он обязан использовать самые разнообразные средства художественной выразительности, которые украшают произведение. Например:

  • Метафора («летний дачник-отпускник»). Следует разобраться в этом: июль — летний месяц, пора отпусков; люди чаще всего уезжают на дачи.
  • Сравнение (занавеску сравнивает с танцоршей). От жары открывают окна, ветер врывается в открытое пространство, «играя» занавеской на окне.
  • Эпитеты («баловник-невежа», «целый дом», «воздух луговой», «степной нечёсаный растрёпа»). Нечёсаным растрёпой у поэта представлен июль. Это самый непредсказуемый летний месяц. С летним обжигающим ветром июль несёт с собой запах липы и луговых трав.
  • Олицетворение («июль… снял комнаты…внаём», «июль, таскающий в одежде»).
  • Необычность повествованию придаёт инверсия, которую поэт употреблял довольно часто в зрелом возрасте.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *