Иосиф Александрович Бродский — необычный поэт. Он вызывал самые разные суждения о своём творчестве. Одни говорили, что этот человек придерживается в своей поэзии русских традиций. Другие считали, что его стихи не имеют души. Однако при таких противоречивых оценках его творчества, Бродский получил Нобелевскую премию.
Содержание
История создания
Почти все свои стихи Бродский посвятил женщине, ставшей его Музой — Марине Басмановой. Странно, но стихотворение «Любовь» (1971) поэт написал о предательстве своей вдохновительницы. Она изменила Бродскому с его лучшим другом, которому поэт доверил приглядывать за Мариной, пока Иосиф вынужден был скрываться в другом городе от преследований милиции. Этот любовный треугольник ещё не раз будет возникать в жизни Бродского, но поэт любил Басманову. У этой пары даже родился сын, что всё же не удержало Марину в объятиях любящего её Иосифа.
Жанр, направление, размер
Конечно, стихотворение «Любовь» следует отнести к жанру интимной лирики. Не только о любви пишут поэты этого жанра, но и об обидах и муках, о своём глубоком разочаровании. Данный жанр требует искренности и чистоты чувств.
Творчество Бродского соединило такие черты, которые были свойственны постмодернистскому направлению: академизм, разговорность, простота речи.
Поэт предпочёл выбрать для стихотворения пятистопный ямб. Мастер слова чередует в тексте перекрёстные и кольцевые рифмовки, добавляя к ним параллельную. Чаще всего Бродский использует мужскую рифму.
Композиция
В стихотворении «Любовь» 30 строк, делится оно по смыслу на 3 части:
- Первая часть. Это вступление, в котором автор рассказывает, что ему приснился сон, он переживает сильное волнение из-за увиденного во сне.
- Вторая часть. Читатель узнает суть сна, узнает, что составляет переживания поэта. В повествовании трудно разобрать, где сновидение, а где реальность. Автор рассказывает сбивчиво, ему мешает волнение. К заключению рассказа раскрывается авторская мечта о союзе с той женщиной, которую он любит, ему хочется, чтобы у них была настоящая семья, а их союз был бы заключён с согласия Бога и подтверждён святой церковью. Наяву этого так и не произошло.
- Третья часть. Поэт признаётся, что хотел бы вновь погрузиться в этот сон, чтобы узнать его продолжение, увидеть их совместного ребёнка. Сам Бродский даёт обещание, что он ничем не спугнёт сновидение: не включит свет, не бросит своего ребёнка и его мать.
Композиция стихотворения кольцевая: в самом начале он говорит, что совершил ошибку, оставив любимую женщину одну («я знал, что оставлял тебя одну…»), завершает разговором о той же ошибке («…я…не вправе // оставить вас в том царствии теней…»).
Образы и символы
Стихотворение очень личное, оно написано от первого лица, автор не боится рассказать о своих чувствах, излить душу всем, кто будет читать эти строки. Чувствуется, что автор не прячется за маской лирического героя. Он, такой открытый и искренний, не просто рассказывает, но и анализирует собственное поведение, даёт себе обещание не совершать неправильные поступки. Каким бы сильным человек себя не считал, если его лишить самого дорогого, он будет слабым.
- Образ в стихотворении, на котором всё построено — одиночество. Всё, что рисует автор, мрачно: одинокая комната, такой же фонарь.
- Поэт выбрал для разговора ночь, потому что это время суток располагает к откровенности, автор боится прерваться, смутиться.
- Ночь — это символ победы души над телом, это время для любви. В мифах Индии боги ночи и любви живут вместе.
- Автор идёт в своём стихотворении к окну — символу надежды, значит, он идёт навстречу своей мечте.
- Фонарь — символ, который помогает осветить жизненный путь, он олицетворяет мудрость и душевный свет. Этот фонарь и есть поэт, пытающийся пробиться своим лучом к правде.
Темы
Никаких тайных тем стихотворение Бродского не имеет. Тема любви для поэта главная. Женщина-муза всегда постоянна во всех любовных произведениях. Любовная тема соседствует с сожалением. Автору нужно выговориться, открыть душу, рассказать о своих чувствах. Вряд ли ситуация сможет измениться к лучшему, но таить сильные эмоции у поэта уже нет сил.
Проблемы, настроение
Все прекрасно понимают о какой проблеме автор будет говорить в своём произведении: отношения между женщиной и мужчиной. В конкретном случае они не понимают друг друга. Эти отношения отдаляют влюблённых. Главное, найти выход из создавшейся ситуации.
Поэт нашёл возможность, как решить проблему: «Не оставить…».
Настроение в тексте рассудительно-спокойное, автор сильный мужчина, он ищет выход, никого не стараясь обвинить.
Идея
В чём видит смысл написанного сам автор? Он говорит, что они с любимой в разлуке, но всё равно чувствует свою вину перед ней. Он страдает от любви, которая его уничтожает, потому что он не чувствует её со стороны своей возлюбленной. Поэт продолжает винить себя и сожалеть о случившемся.
Средства выразительности
Выразительных средств в данном произведении у Бродского меньше, чем обычно. В нём гораздо больше чувств, много эмоций, которые поэт передаёт своим читателям. Он использует:
- Сравнение («обрывок фразы…подобно многоточью»).
- Эпитеты («ты усталая, худая», «тени безмолвные»).
- Метафоры («царствие теней», «изгородь дней», «двуспинные чудовища», «обрывок фразы»).
- Автор часто использует инверсию.
Для Бродского любовь была определяющей в жизни. Его ничто не могло сломить. Он был силён и твёрд духом в ссылке, во время преследований, он остался таким же честным и бескорыстным после выдворения из страны. Биографы поэта нашли его слова, которые он адресовал любимой женщине после очередного разрыва с ней: «Все мои душевные силы ушли на то, чтобы справиться с этим несчастьем». Но даже предательство в любви не убило в нём талант и любовь к своей единственной на все годы творчества Музе.