В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков обнажает социокультурные проблемы России и Москвы в частности. Михаил Александрович Берлиоз, второстепенный персонаж романа, — уважаемый и признанный в своих кругах литератор. С ним читатель знакомится уже в первой главе. Характеристика образа Берлиоза позволяет понять внутренний мир героя и мотивы его поступков.
Содержание
Внешность и социальное положение героя
М. А. Берлиоз не отличается красотой и имеет своеобразную внешность: маленький рост и упитанность, которая говорит о спокойной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Серый костюм, шляпа и очки в чёрной роговой оправе отражают его ум, эрудицию и интеллигентность. Сейчас Берлиоз одинок, но когда-то он был женат. Его жена, как говорят, ушла от него к какому-то балетмейстеру. Ближайшие его родственники — тётя и дядя из Киева. Детей у него нет. Живёт герой на Садовой улице в одной квартире с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым.
Работа для Берлиоза всегда стоит на первом месте. Михаил Александрович — председатель правления литературной ассоциации МАССОЛИТа, а так же редактор журнала. Его очень уважают коллеги. Берлиоз красноречив, поэтому умеет донести свою точку зрения до собеседника, а также убедить в её правдивости.
Роковая встреча
В начале романа он и поэт Иван Бездомный беседуют об Иисусе Христе. По мнению председателя, Иван в своём сочинении должен был опровергнуть сам факт существования Христа вместо того, чтобы создавать его негативный образ. Необходимо понимать, что события романа происходят в Москве 1930-х гг. В это время в стране господствовал атеизм, резко отвергались все религиозные догматы, и поэтому Берлиоз как гражданин не мог допустить даже самого факта существования Христа. В беседе с Иваном председатель приводит множество аргументов в пользу своей точки зрения.
Однако в разговор вмешивается незнакомец (Воланд), который оспаривает все доводы председателя. Он рассказывает историю Иешуа Га-Ноцри и говорит, что он был её свидетелем. Литераторы не верят незнакомцу и считают его сначала шпионом, а потом безумцем. Но иностранец предрекает Берлиозу безвременную кончину и говорит, что на неё невозможно повлиять. Берлиоз не верит своему собеседнику и считает, что человек сам управляет своей судьбой. Однако скоро предсказание незнакомца сбывается: несчастный Берлиоз поскальзывается на подсолнечном масле, о котором его предупреждал незнакомец, и трамвай отрезает ему голову.
Преступление и наказание
Своим поступком Воланд не только преподает урок невежественному Берлиозу, наказывая его за неверие в дьявола, но и таким образом наставляет Ивана Бездомного. Иван после смерти Берлиоза не только начинает верить в божественное начало, но и бросает сочинение «глупых стишков», делая упор в творчестве на исторические сочинения.
Можно провести параллели между организациями в романе и реально существовавшими литературными учреждениями. Так, прообразом МАССОЛИТа (Мастерской социалистической литературы) в реальной жизни является МАСТКОМДРАМ или Мастерская коммунистической драматургии. Берлиоз как яркий представитель МАССОЛИТа не имеет собственного мнения, а руководствуется лишь распоряжениями партии. Именно поэтому такие молодые авторы, как Мастер, не могли быть приняты в литературное общество. Их сочинения предполагали существование божественного и поэтому были антипартийными. Примечательно, что Берлиоз сам не занимался писательством, но критиковал сочинения молодых авторов. Этот факт сам по себе ярко иллюстрирует литературное общество Москвы 1930-х гг.
Вывод
Образ Берлиоза в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отражает отношение автора к литературным кругам. Он высмеивает МАССОЛИТ и бездарных литераторов за их сочинения, которые не имеют художественной ценности, но выгодны партии.
Характеристика образа Берлиоза может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Самая лучшая характеристика. Респект вам!
Спасибо тому, кто так чётко и ясно охарактеризовал.