Иван Бездомный — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» немалую роль играет литературное общество МАССОЛИТ и литераторы, которые в него входят. Эти люди составляют основу той культурной среды, которую описывает автор в романе. Большой интерес вызывает характеристика образа Ивана Бездомного, молодого и уже известного в своих кругах поэта.

Поэт перед смертью М. А. Берлиоза

Иван Николаевич Понырев пишет стихи под псевдонимом «Бездомный». Он член МАССОЛИТа и ученик Михаила Александровича Берлиоза, председателя правления. Поэту всего 23 года, но его стихи уже пользуются популярностью и печатаются на первых страницах газет. Псевдоним «Бездомный» был выбран Булгаковым для поэта неслучайно. Существует мнение, что он взят автором из жизни. В газете «Гудок» псевдоним Бездомный носил один из коллег Булгакова либо даже сам писатель в начале своей карьеры. Автор хотел показать близость поэта народу, его простоту и открытость. Внешность молодого человека также совпадала с его крестьянским образом: зелёные глаза, рыжеватые вьющиеся волосы, широкие плечи добавляли ему обаяния. Молодой человек не был достаточно образован и имел вредные привычки. Курение и пьянство были спутниками его жизни.

Встреча с Воландом и смерть Берлиоза

Читатель знакомится с Иваном уже в первой главе романа. Он и его наставник Берлиоз обсуждают только что написанное сочинение на религиозную тему. В нём поэт представил Иисуса в негативном свете, чем, по мнению Берлиоза, совершил большую ошибку. Михаил Александрович считал, что нужно вовсе отрицать существование Сына Божьего. Необходимо отметить, что МАССОЛИТ являлся социалистической организацией, члены которой были обязаны писать сочинения соответствующей идеологии. В связи с этим становится понятно, почему Берлиоз так яростно отстаивал свою точку зрения.

К беседе присоединился иностранец (Воланд), который опроверг утверждения Берлиоза. Незнакомец утверждал, что был свидетелем тех событий. Литераторы сочли его безумцем. Затем Воланд предрек смерть Берлиозу и подчеркнул, что ничего изменить нельзя. Михаил Александрович возразил иностранцу. Он считал, что человек сам творит свою судьбу, однако избежать смерти ему не удалось. Берлиоз попал под трамвай, и этот факт навсегда изменил судьбу Ивана Бездомного.

Сумасшествие поэта

После смерти Берлиоза Иван уже не мог отрицать существование Бога и Дьявола. Он попытался найти понимание среди коллег, писал заявление о причинах смерти Берлиоза в милицию, но ему никто не поверил. Его сочли безумным и поместили в психиатрическую больницу с диагнозом шизофрения. Там Иван встречает Мастера, они лежат в соседних палатах. Благодаря их беседам поэт находит утешение, а также осознаёт, насколько плохи на самом деле были его стихи. Он понимает, что его творчество было продиктовано требованиями партии, а не его собственными душевными порывами. Иван даёт обещание Мастеру больше не писать стихов.

Перерождение Ивана

Иван выздоравливает, выписывается из больницы. Он больше не пишет стихов, как и обещал Мастеру, и не пользуется псевдонимом. Вместо этого он становится профессором и пишет труды на исторические и философские темы уже под собственным именем. Однако встреча с Воландом не может пройти бесследно ни для одного из героев романа. Каждое полнолуние Иван идёт на Патриаршие пруды. Он проводит всю ночь на улице, возвращается домой и видит один и тот же сон об Иешуа и Понтии Пилате.

Вывод

Образ Ивана Бездомного в романе иллюстрирует идею перерождения. По мнению М. А. Булгакова, в жизни любого человека возникает момент, когда образ его мыслей меняется. Тогда человек волен освободиться от влияния общества и творить по велению души. В начале романа Иван хотел соответствовать ожиданиям литературного общества. Осознав свои заблуждения, поэт развивался как личность и к концу романа обрел собственное мировоззрение.

Характеристика образа Ивана Бездомного может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.