Алексей Степанович Молчалин — образ и характеристика героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Алексей Степанович Молчалин — главный антагонист Чацкого, центрального персонажа комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Поэтому характеристика образа Молчалина всегда рассматривается не только как интересная сама по себе, но и как добавляющая значимые черты к портрету Чацкого.

Главный отрицательный персонаж

Со времени появления комедии характер молодого чиновника ни у кого сомнений не вызывает. Это карьерист, приспособленец и лицемер, готовый угождать «всем людям без изъятья». Избегать проблем, всеми способами располагать окружающих к себе — его основной жизненный принцип. Герой действительно умеет нравиться всем вокруг. Кроме Чацкого.

Чацкий называет его глупым. Но это легко опровергается словами Фамусова: «Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». В самом деле, легко представить, сколько ума, старательности, деловитости потребовалось от неродовитого дворянина без связей, чтобы занять место секретаря богатого вельможи и удержаться там, где действует закон: «Как не порадеть родному человечку!»

В финале разгневанный Александр Андреевич награждает Молчалина ещё двумя наименованиями: «Низкопоклонник и делец!» Это тоже не совсем справедливо. По сравнению с персонажем той же пьесы Загорецким, Алексей Степанович выглядит очень приличным человеком. Его вежливость, хорошие манеры, стремление говорить окружающим приятные вещи, уважительное внимание к старушкам — признак хорошего тона и дружелюбия. В то время как настойчивая услужливость Загорецкого выглядит непристойным лизоблюдством.

Молчалин и Софья


Подобно Татьяне Лариной, Софья выстраивает свою любовь по книжным образцам. Скромный секретарь, живущий в доме отца, полностью соответствует образу возлюбленного. Он серьёзнее её друга детства Чацкого. Тот, по словам Софьи, «унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол». А почтительные манеры Молчалина вызывают симпатию. Неравенство в положении добавляет отношениям романтики.

Связь с наивной девушкой вовсе не входила в планы героя и очень осложняет его жизнь. Отвергнуть чувства дочери шефа он не решается из почтения. А в случае разоблачения всё, чего он достиг, пойдёт прахом. К тому же любовь по образцам романтической литературы, вздохи при луне, музицирование до рассвета тяготят его. Герой пытается изо всех сил, но даже его мастерству притворяться есть предел: «Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну». Так что скромное поведение любимого Софья напрасно приписывает его робости.

Проводя ночи в комнате Софьи, Алексей Степанович одновременно пытается завязать дружбу с горничной Лизой, простой, открытой, жизнерадостной. По неуклюжим попыткам героя произвести впечатление на девушку понятно, насколько ему недостаёт обычного, искреннего общения. Вынужденный жить в притворстве, молодой человек, как и все, хочет, чтобы рядом был кто-то, способный его понять.

Молчалин и Чацкий

В словесном поединке с главным героем комедии Молчалин переживает свой звёздный час. Неосторожный Чацкий, понадеявшись на превосходство своего ума, дал своему сопернику не один повод для торжества. Алексей Степанович с самого начала не слишком хочет беседовать и уступает напору соперника нехотя, даже снисходительно. На пространный вопрос отвечает односложно, в подробности не вдаётся, хотя случая похвалиться тремя награждениями не упускает. В ходе дискуссии персонаж обнаруживает способность уязвить оппонента, ничуть не меньшую, чем у Чацкого. Соболезнующим тоном заданный вопрос: «Вам не дались чины, по службе неуспех?», снисходительный совет съездить к Татьяне Юрьевне, и, наконец, откровенно издевательское замечание: «Жалели вас». Что сильнее способно уколоть самолюбие человека как не намёк на жалость к нему? Победа в этой своеобразной дуэли, несомненно, на стороне Молчалина. Ему удалось, не выходя за рамки приличий, продемонстрировать противнику пренебрежение, которое он испытывает к богатому бездельнику, имевшему все возможности, но не сумевшему их использовать. В глазах Чацкого, молчаливый секретарь Фамусова — ничтожество. По мнению Молчалина, бывший возлюбленный Софьи — никчёмный болтун. Истина, как всегда, где-то посредине.

Какими бы деловыми качествами персонаж не обладал, его судьба всецело в руках Фамусовых. А значит, его ум всегда будет проигрывать перед таким неоспоримым достоинством, как родственные узы. Это Чацкий может быть дерзким, насмешливым, независимым. Алексею Степановичу нужно проявить в сто раз больше ума, быть приятным и почтительным, чтобы его держали хотя бы на незавидном месте секретаря. Его жизнь — ежедневная борьба за достойное существование. Владельцу трёх или четырёх сотен душ, Чацкому не понять, каких усилий это требует. Ему жизненные блага достались по праву рождения, и он ими не дорожит.

Суть образа


Молчалин — не причина проблем в обществе, он жертва системы, которая так не нравится его оппоненту. Да, это малопривлекательная личность, но не он создал порядок, при котором подняться по социальной лестнице можно только в обход честных путей. Это социум сформировал и его, и множество подобных ему людей. В образе Молчалина Грибоедов обнажил одну из проблем современной ему действительности: для людей с умом, деловой хваткой, решительностью и волей в этом мире нет прямых дорог. Надо притворяться, приспосабливаться, унижаться, лгать. Только тогда можно чего-то добиться.

Характеристика образа Молчалина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.