Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Гроза»


Купчиха Марфа Кабанова не просто элемент картины нравов и быта провинциального городка, изображённого в драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Она одна из создателей удушающей атмосферы, которая губит всё яркое, сильное, здоровое в городе. Атмосферы, которая убила Катерину, заставила бежать Варвару и Кудряша, унижает и мучает Бориса, не даёт реализоваться замыслам Кулигина. Характеристика образа Кабанихи — часть общей характеристики «тёмного царства», одним из столпов которого она является.

Семья

Марфа Игнатьевна Кабанова — глава купеческой семьи, мать двоих взрослых детей, вдова. Под её руководством сын Тихон ведёт прибыльную торговлю. Её присмотр обеспечивает покой, достаток и порядок в большом доме. Казалось бы, пожилая женщина, отвечающая за благополучие семьи, умеющая справляться с нелёгким мужским делом в почти домостроевские времена, достойна всяческого уважения. Однако Кулигин, которому автор доверил ввести зрителей в обстановку действия, отзывается о героине совсем не почтительно: «Ханжа… домашних заела совсем». Ещё до этого нелестного мнения зритель слышит, как Кудряш и Шапкин ставят Кабаниху в один ряд со скандалистом, пьяницей и самодуром Диким. Разница им видится только в том, что женщина делает «все под видом благочестия».

Сама героиня не сомневается в своих достоинствах и безупречном поведении. Не забывает напоминать об этом лишний раз, а свой конфликт с окружающими объясняет тем, что «не очень-то нынче старших уважают»: молодое поколение, вопреки вековым традициям, не почитает родителей. Придирки Марфы Игнатьевны объясняются её требованием благочестивого поведения. Хотя от домашних она не видит примеров грубой непочтительности, непослушания, недовольства, Кабаниха переносит на них вину за всё поколение и постоянно упрекает в том, чего они не делали.

Неудивительно, что такое отношение к родным создаёт атмосферу безысходности: как ни старайся, а будешь виноват, придётся расплачиваться за чужие грехи. Присущие Кабановой замашки тирана в полную силу развились в отсутствии более сильной натуры. Чтобы постоянно подтверждать своё право подавлять волю окружающих, ей нужно внушать им и себе, что они недостойны другого отношения, слабы, лживы, аморальны. Марфа Игнатьевна не видит, что она давно потеряла дочь, научившуюся исподтишка, обманом добывать себе свободу. Даже скромная Катерина убегает по ночам не от мужа к любовнику, а, скорее, из тюрьмы на волю. Внезапно накатившая любовь лишь обострила ей постоянное горячее стремление к свободе. Тихон, даже понимая неизбежность расплаты, пользуется отлучками из дома, чтобы уйти в запой. После смерти Катерины даже это забитое создание находит в себе силы крикнуть в лицо матери: «Вы её погубили!»

Марфа Игнатьевна и Катерина

Основное противостояние пьесы не укладывается в привычную схему «две хозяйки у одной плиты». Молодая сноха не пытается потеснить главу семьи, все требования свекрови выполняет беспрекословно. Но Кабанихе мало внешнего подчинения. Ей нужно завладеть душой Катерины, лишить её независимости во всём: в мыслях, в чувствах, в желаниях. Даже прощаясь с мужем, молодая женщина должна проявлять эмоции по регламенту. Обнять мужа нельзя («Не с любовником прощаешься!»), нужно покорно поклониться в ноги и повторить вслед за свекровью унизительное обещание. Вступая в брак, Катя, как религиозная и чувствительная девушка, конечно, всем сердцем хотела полюбить своего мужа. И она смогла бы это сделать: безответный, постоянно обижаемый матерью, слабый, мягкотелый и не злой Тихон, мог вызвать в добросердечной девушке любовь, хотя бы из жалости. Но Кабаниха не даёт молодожёнам ни единого шанса. Купчиха подавляет любой намёк на живое чувство. Катерине, привыкшей жить сердцем, это особенно невыносимо.

Религиозность

Марфа Игнатьевна постаралась, чтобы её набожность была известна всему городу: щедро жертвует нищим, привечает странниц. Но это благочестие внешнее. Недаром в доме Кабановых Катерина утрачивает способность истово, со слезами счастья на лице молиться, вдохновившись красотой мира, в благодарность создателю всего сущего.

Бог Кабанихи больше напоминает сурового надсмотрщика. В этом она не отличается от главного мракобеса города — полусумасшедшей барыни. В остальном ее религиозность обусловлена страхом перед любыми нововведениями (железная дорога, например) и узостью кругозора. Все сведения о мире она черпает из рассказов странниц, например, Феклуши, которая прогресс в технике представляет делом какой-то нечистой силы. Для маленького мира, где властвует Кабанова, всё незнакомое представляется опасным, враждебным, любая новизна угрожает её силе. Поэтому настоящая основа её набожности не восхищение гармоничностью и разнообразием божьего света, как у Катерины, а самое тёмное суеверие и страх перед будущим.

Вывод

Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — это не просто персонаж, антагонистичный главной героине драмы. Это характер, олицетворяющий саму суть мракобесного, лицемерного, подавляющего всё живое, убивающего всё свободное «тёмного царства».

Характеристика образа Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.