Макар Алексеевич Девушкин — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»


Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Бедные люди» чиновник Макар Девушкин — один из череды «маленьких людей», образы которых являются главным вкладом русской литературы в культурный багаж человечества. Каждый из этих персонажей (Самсон Вырин, Акакий Башмачкин, Семён Мармеладов и другие) несёт типовые черты и вместе с тем индивидуален. Характеристика образа Макара Девушкина даёт представление о самобытности его натуры, своеобразии его положения и сложности отношений с миром.

«Маленький» человек

Переписчик Девушкин необычайно близок к гоголевскому Башмачкину. Тот же предельно скромный быт, минимальные запросы, крайне заниженное представление о самом себе, замкнутость, невольный страх перед другими людьми.

Необычная, ласково звучащая фамилия персонажа в сочетании с простонародным, грубоватым именем Макар указывает на несоответствие нежной, ранимой (как у девушки) души убогому, неухоженному внешнему виду,  грубости, приземлённости образа жизни. Чувствительность, трепетность в отношениях с миром в полной мере проявляется только в письмах Девушкина.

Письма

Макар Алексеевич и Варенька крайне редко встречаются лично. Пожилой чиновник боится скомпрометировать юную, одиноко живущую девушку, не может позволить злым языкам возводить на неё напраслину. Их общение происходит по переписке.

Повествование в письмах не редкость в русской и в зарубежной литературе XIX века. Давая героям высказаться в своих посланиях, автор полнее раскрывает их внутренний мир, погружает читателя в мысли и чувства пишущего, создаёт представление о речевой культуре, начитанности, образованности, способности оформлять в слова эмоции, убеждения, сомнения.

Девушкин не раз печалится о своём неумении писать «гладко», «по-книжному». Порой искренне радуется постепенно формирующемуся у него приличному, как он считает, стилю. Башмачкин, герой «Шинели», вряд ли смог бы написать хотя бы пару строчек от себя, ведь даже минимальное изменение переписываемого текста для него было непосильной задачей. Макару Алексеевичи же по силам многостраничные послания. Пусть они сумбурны,  излишне подробны, слишком эмоциональны. Он злоупотребляет ласковыми обращениями к собеседнице, которые ухитряется вставлять едва ли не в каждую строчку. Однако мысль его всё же понятна, чувства ясны. В общем, из переписки Девушкина видно, что его духовный мир богаче, чем у других «маленьких» людей. В то же время он остро чувствует недостаточность своих знаний о жизни. 30 лет, проведённые за столом в канцелярии не слишком расширили его кругозор. Однако по письмам видно, насколько внимательна, впечатлительна, чутка к внешним воздействиям его натура. Каких только тем он не затрагивает! Пишет о петербургском климате и нравах, социальной несправедливости и религиозных вопросах, рассказывает о наблюдаемых им событиях, рассуждает о милосердии и подлинных мотивах человеческих поступков. Его мир вовсе не ограничен службой и бытом.

Макар Девушкин и Варенька Добросёлова

47-летний Макар Алексеевич считает себя стариком и своё отношение к молоденькой дальней родственнице не раз характеризует как отцовские чувства. На самом деле, то, что герой испытывает к Вареньке, намного глубже и сильней, чем потребность заботиться о слабом, беззащитном, обижаемом существе.

Варенька Добросёлова изменила всё существование Девушкина, сделала его осмысленным, наполненным реальным содержанием. Она для немолодого чиновника – источник бесконечной радости и показатель нужности своей жизни на этом свете. Покупая девушке конфеты, цветы, платочек, Макар счастлив, представляя её удивление и радость. Обеспечивая ей не слишком надёжную, но всё же защиту от грязных посягательств, персонаж ощущает собственную значимость. Мелкий чиновник единственным своим предназначением полагает обеспечение благополучия сироты, каких бы жертв это ему не стоило. Безмерно огорчает его лишь то, что никакие усилия не могут сделать её счастливой и даже просто спокойной. Если бы его смерть могла исправить положение, Девушкин с радостью отдал бы жизнь, но тогда даже такой хрупкой поддержки Добросёлова лишится.

«Благословляя» брак Вареньки с мерзавцем Быковым, Макар действует именно из соображений недостаточности своих стараний. Варенька всё равно живёт впроголодь, часто болеет, убивает себя работой, плохо одевается и подвергается оскорбительным приставаниям. Быков сумеет обеспечить ей нужный уровень заботы и защиты, здоровые условия и покой.

После отъезда Вареньки Девушкин осознаёт, что вместе с ней из его жизни ушло самое главное. Пропало то, что заставляло скромного переписчика чувствовать себя полноценным человеком. Пропало то, что наполняло каждый день порой тяжёлыми, но радующими его заботами. Недаром такое сочувствие вызывает у Макара Алексеевича герой «Станционного смотрителя». Ему понятна боль от невозвратной утраты существа, которому отдана вся жизнь.

Вывод

В романе «Бедные люди» Ф. М. Достоевскому удалось в образе Макара Девушкина воплотить более многомерный, более сложный характер, по сравнению с другими персонажами этого типа. Ранимость, чувствительность, способность к бескорыстной любви и состраданию, стремление к развитию, зарождающееся чувство собственного достоинства, напряжённый интерес к окружающему миру – всё это отличает неприметного чиновника Достоевского от героев Пушкина и Гоголя.

Характеристика образа Макара Девушкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.