Понтий Пилат — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова роман «Мастер и Маргарита» является одним из самых известных и монументальных произведений. Этот роман стал последним в творчестве писателя и остался неоконченным. Прошло более 20 лет со дня смерти автора, прежде чем сочинение было опубликовано. Его структура нетипична: «роман в романе» или «текст в тексте». Роман включает в себя две сюжетные линии: Мастера и Маргариты, Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Они органично переплетаются между собой. Михаил Булгаков ознакомился со многими историческими и художественными документами, чтобы характеристика образа Понтия Пилата выглядела правдиво.

Характер персонажа

Понтий Пилат — один из самых ярких и неординарных героев романа. Пятый прокуратор Иудеи живёт в собственном имении в Кесарии и обладает привилегированным положением в обществе как наместник римского императора Тиберия. Благодаря своему статусу, а так же военным заслугам, игемон (правитель) очень богат и могущественен.

По происхождению Пилат — сын короля-звездочёта и дочери мельника. В молодости он служил трибуном (командиром) легиона и был храбрым воином, считал трусость одним из самых страшных человеческих пороков. Однако со временем его храбрость, как и вера в людей, иссякли. Заняв пост прокуратора, он взял на себя управление армией и стал вершить судьбы людей. Со временем правитель становился все более жестоким, все сильнее разочаровывался в людях. Сам Пилат говорил Иешуа, что люди называют его свирепым чудовищем, и он с ними согласен. Автор характеризует героя как жестокого тирана, которому не ведомо сострадание.

Надменный, вспыльчивый и вместе с тем умный и проницательный, игемон скучает на своей службе, но очень ею дорожит. Это всё, что у него есть. Персонаж бесконечно одинок. У него неприятная внешность и подорванное военной службой здоровье: он страдает сильными головными болями и думает о смерти. И лишь верный друг, собака Банга, поддерживает правителя в такие минуты.

Встреча с Иешуа Га-Ноцри


По долгу службы наместник императора приезжает в Ершалаим. Он ненавидит этот город и говорит, что бывает болен каждый раз после его посещения. Там он встречает бродягу-философа Иешуа Га-Ноцри, которого приводят к прокуратору на суд и обвиняют в «нелепых речах, смущающих народ». Прокуратор, разобрав дело, пришел к выводу, что бродяга невиновен. Но правитель все-таки подписал смертный приговор в надежде, что преступника освободят по случаю праздника Пасхи. Но чуда не происходит. На свободу отпускают другого человека, и даже теперь, когда всё ещё есть возможность спасти Иешуа, прокуратор уступает напору первосвященника и утверждает смертный приговор.

Герои являются своеобразными антиподами друг друга. Бездомный Иешуа верит, что нет злых людей на свете, всемогущий прокуратор же уверен в обратном. Они оба очень проницательны. Бродяга чувствует головную боль правителя и чудесным образом исцеляет её. Игемон поражен: никто до этого момента не понимал его страданий. Иешуа ощущает ещё одиночество и внутреннее разочарование прокуратора в людях. Понимая, что суда ему не избежать, он готов идти на жертву ради истины, готов за неё умереть. Жестокому правителю совсем непонятны мотивы поступков бедняка. Он уверен, что люди не стоят таких жертв. Хотя внутри себя Пилат сочувствует бедняку и хочет ему помочь, он не может пойти против кесаря и спасти Иешуа.

Осознание вины

После казни философа прокуратора мучают угрызения совести и бессонница. Он осознает, что струсил и поступил не по совести. Пытаясь загладить свою вину, Понтий Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Но месть не приносит облегчения душе наместника, он продолжает страдать.

Сатана наказывает Пилата. Герой обречен в течение двух тысяч лет каждое полнолуние страдать от бессонницы, а в остальное время — видеть один и тот же сон. В нём он продолжает давно начатый разговор с философом Иешуа, надеясь оправдать свой поступок и получить прощение. Но эти сны приносят ещё больше страданий, и герой ещё больше терзается угрызениями совести. В конце концов, Иешуа просит Воланда помиловать прокуратора. Мечта игемона о встрече исполняется: разговаривая, он и бродяга-философ уходят в Вечность.

Вывод


Раскрывая образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита», Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему ответственности за свои действия, говорит о важности принятия правильного решения. Каждый человек волен поступать по совести, отбрасывая сомнения и мелочные страхи. В случае принятия неверного решения, грешнику грозит суровая кара. Выход из таких ситуаций есть — это осознание своей ошибки и искреннее раскаяние. Даже такой человек, как пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, может быть прощён, если раскается. В таком случае совершенно не важно, что именно совершил человек. Важно лишь становление на путь истинный. К этому выводу нас и приводит автор.

Характеристика образа Понтия Пилата может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *