Бубнов — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»


Для Бубнова из пьесы Максима Горького «На дне» ночлежка — место, где он будет жить до самой смерти. Персонаж хорошо осознаёт своё положение и вполне смирился с ним. Бывший картузник является третьей стороной в главном философском противостоянии пьесы между Сатином и Лукой. Характеристика образа Бубнова даёт полное представление о его мировоззрении, одинаково далёком от веры Луки и от взглядов Сатина.

Образ жизни «на дне»

Бубнов — один из самых спокойных и нетребовательных жильцов ночлежки. В привычной утренней перепалке он не участвует, лишь философски замечает в ответ на жалобы умирающей Анны: «Шум смерти не помеха». Бубнов, вообще, склонен к резонёрству. Он охотно подводит итоги спорам, выносит суждения по поводу происходящего. Так Сатин на свой вопрос: «Кто это бил меня вчера?» получает неожиданный ответ: «А тебе не всё равно?» На первый взгляд, до происходящего вокруг персонажу нет особого дела. Сочувствия или желания помочь в его поведении не видно. «На что совесть? Я — не богатый…», — говорит он. Однако всё же указывает Клещу на отвратительное отношение к больной жене. Самое цитируемое его высказывание «Ниточки-то гнилые…» относится к диалогу Пепла с Наташей. Так картузник предупреждает девушку об опасности обмана. После он открыто говорит молодому вору, что не верит в его чувства, и Наташа погибнет, связавшись с ним. Имеющий достаточный жизненный опыт, Бубнов хорошо разбирается в характерах и отношениях людей. Он всегда в курсе происходящего, комментирует слова и поступки окружающих, но, рассудительный и практичный, не вмешивается в их жизнь, не даёт советов, не убеждает в необходимости перемен, как Лука. Он не хочет взваливать на себя ответственность за чужие дела и судьбу.

С другими ночлежниками герой общается мало и не слишком охотно, отделываясь короткими замечаниями по мере необходимости. Возможно, поэтому ни с кем не конфликтует. В бездомном ремесленнике есть чувство собственного достоинства, и это заставляет окружающих относиться к нему с уважением. Даже с хозяевами ночлежки – Василисой и её мужем — Бубнов говорит без особого пиетета, их угрозы его не пугают. Он неизменно сохраняет хладнокровие.

Взгляд на жизнь


Отношение Бубнова к человеческой жизни выражено очень простой аллегорией. Когда-то владелец скорняжной мастерской не мог отмыть руки от жёлтой краски. Но жизнь изменилась, от прежнего не осталось и следа. Теперь его руки просто грязные. В чём смысл метафоры? Кем бы ни сделала человека жизнь, как бы ни изменила его внешне, подлинная суть останется неизменной и проявится рано или поздно. Казавшаяся вечной желтизна рук, отмечавшая принадлежность Бубнова к скорнякам, исчезла, как проходит всё, созданное обстоятельствами. Человек остаётся тем, кем является по сути. Аллегория Бубнова близка к рассуждению Барона, сравнившему свою жизнь с чередой переодеваний. Мысль о том, что человек не определяется положением, званием, статусом, именем, — одна из основных идей пьесы, поэтому автор иллюстрирует её не единожды. Интересно, что озвучившие этот посыл персонажи, Барон и Бубнов, не привлекают участливого внимания Луки. Неверие в способность человека перемениться, перестроить свою жизнь делает бесполезными любые попытки помочь им.

Место Бубнова в идеологическом конфликте

Из действующих лиц драмы Бубнов более всего близок к Сатину. На дне жизни оба оказались практически по своей воле и не стремятся вернуть прежнее благополучное существование. Но в этом кажущемся сходстве кроется огромная разница. Бывший телеграфист Сатин когда-то убил человека, обидевшего его сестру. Бубнов, оставил дом, семью, мастерскую, чтобы не стать убийцей или не подтолкнуть к преступлению неверную жену и её любовника. Убийство, которое совершил интеллигентный, образованный человек Сатин, невозможно для мастерового Бубнова. Это многое говорит о его моральных качествах. Впрочем, убеждённый фаталист, он часто демонстрирует своё равнодушие к смерти. О скончавшейся Анне он говорит: «Кашлять перестала, значит». И после добавляет: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»

Внезапно открывшаяся в Актёре и Пепле вера в лучшее будущее, в правду, о которой вещает Лука, бывалого ночлежника сильно раздражает: «И чего вы оба мелете? Не пойму… Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем?». Бубнов не может поверить в спасительную силу надежды, в слова Луки о нужности каждого, живущего на земле, о том, что люди родятся «для лучшего», что «человека пожалеть надо». Он убеждён в случайности, непредсказуемости, бесполезности существования: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

Бубнов — пьяница, и, по собственному признанию, лентяй, но человек трезво мыслящий, рассудительный. В пьяном состоянии у него бывают порывы великодушия, приступы беззаботного веселья, хотя большей частью он груб и несколько циничен. Он не строит иллюзий, не склонен к жалости, но имеет твёрдые нравственные устои, не способен на подлость, обман, преступление. Образ Бубнова в пьесе М. Горького «На дне» представляет собой практическую оппозицию взглядам Луки, его спасительному мифотворчеству. Веру Сатина во всесилие человека он тоже не разделяет, считая человека безвольной игрушкой в руках судьбы.

Характеристика образа Бубнова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.