Катерина Кабанова и Лариса Огудалова — сравнительная характеристика героинь драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»


Русский драматург Александр Николаевич Островский в своих знаменитых драмах «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.) раскрыл тему положения женщины в семье и обществе, а также тему несчастной любви. У молодых главных героинь этих пьес трагическая судьба: из-за предательства любимых, из-за невозможности жить в согласии со своими чувствами они отказываются от жизни. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы раскрывает тот факт, что в России за 20 лет отношение к женщинам почти не изменилось. Их положение в обществе также бесправно, а душевные качества никого не интересуют.

Черты различия главных героинь драм «Гроза» и «Бесприданница»

Происхождение, воспитание и семейное положение

Главная героиня драмы «Гроза» Катерина родилась, скорее всего, в семье, где царили патриархальные нравы. Отец её, вероятно, был купцом, в своих воспоминаниях о жизни в родной семье Катерина упоминает только мать, которая в своей дочке души не чаяла. Катерина занималась тем, к чему у неё лежала душа: увлекалась цветоводством, слушала рассказы богомолок и странниц о житиях святых и святых местах, часто ходила в церковь. Девушка выросла доброй и набожной. О её образовании автор не сообщает, вероятно, её научили только грамоте. Катерину выдали замуж очень рано. Муж её, Тихон Кабанов, был слабоволен, подчинялся безоговорочно своей матери. Такого человека трудно было полюбить, и Катерина просто испытывала к нему жалость.

Лариса Огудалова родилась в очень небогатой семье. Скорее всего, родители её были обедневшими дворянами, поэтому она была бесприданницей. Лариса — девушка хорошо воспитанная и образованная, музицирует и прекрасно поёт. Отец её умер, две старшие сестры замужем, живёт она вдвоём с матерью.

Образ жизни

После замужества Катерина вела жизнь такую же, как другие купеческие жёны: сидела дома, ходила вместе с семьёй в церковь и изредка — гулять по общественному саду. Свекровь следовала за молодыми супругами неотступно, следила, правильно ли они, по её мнению, общаются друг с другом. Кабаниха (так прозвали её жители города Калинова) поучала невестку, как нужно соблюдать старые обычаи, относилась к ней деспотично.

Лариса ведёт более свободный образ жизни, чем Катерина, но её угнетает то, что мать её, Харита Игнатьевна, держит свой дом открытым для местных холостяков и заставляет дочь улыбаться им, петь, музицировать, даже когда у неё нет настроения, когда ей грустно. Мать старалась найти для Ларисы зажиточного жениха, но это ей не удавалось, ведь дочь была бесприданницей. В конце концов, Лариса уже совсем устала лицемерно вести себя с гостями по приказанию матери, согласилась выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева и уехать с ним в его маленькое поместье.

Черты сходства Катерины и Ларисы

Черты характера

Главные героини пьес «Гроза» и «Бесприданница», несмотря на различие в происхождении и воспитании, обладают сходными чертами характера. Обе девушки — искренние натуры, но деспотичная свекровь Катерины и не менее деспотичная мать Ларисы заставляют их сдерживать проявления эмоций. Например, Кабаниха осуждает невестку за то, что она при расставании кинулась мужу на шею и заставляет кланяться ему в ноги по старинному обычаю. А Харита Игнатьевна заставляет дочь развлекать пением и музицированием потенциальных женихов даже когда ей грустно.

Катерина и Лариса терпеливы, подчиняются свекрови и матери, подавляя свой свободолюбивый нрав, хотя им хочется жить без этого давления на себя старших.

У Ларисы и Катерины чувствительная натура, они мечтают о романтической любви. Им свойственна и решительность. После отъезда мужа в Москву Катерина, не сразу, но решилась пойти на свидание с Борисом. Лариса бросила жениха и поехала за Волгу с Паратовым.

Имя Лариса в переводе с латыни означает «чайка». Душа героини, как эта птица, парящая над морем, хочет простора свободы. Интересно, что свободолюбивая Катерина, вспоминая родной дом, сравнивает себя с птицей: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7). Варваре она говорит: «…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (там же). И для Катерины, и для Ларисы свобода означает жизнь в согласии со своей натурой, со своим сердцем.

Несчастная любовь

Рано вышедшая замуж Катерина не испытывала к мужу любви, выдали её за Тихона по сговору, как и полагалось в патриархальных семьях. Она открыла для себя романтическое представление о любви, влюбившись в Бориса. У неё был горячий нрав, и она, не очень долго посомневавшись, стала изменять мужу с любимым, когда Тихон был в поездке.

У Ларисы тоже горячее сердце, страстно желавшее романтической любви. Паратова она любит так, что не видит его отрицательных качеств, он кажется ей идеалом мужчины. Когда он предложил ей поехать на пикник за Волгу, она, забыв, что этот человек уже однажды предал её (уехав из города, не попрощавшись с ней, и не писал ей писем), сразу согласилась. Лариса, как и Катерина, поступила эгоистично. Она не думала о том, что принесёт горе своему жениху Карандышеву, так же, как Катерина не думала о муже, когда шла на свидание к Борису. В этом случае они проявляют эгоизм из-за своего страстного желания взаимной романтической любви. Но те, кого они полюбили, по-настоящему не любили этих героинь и предали их (Паратов — уже во второй раз). Любимый Катерины был очень слабовольный человек, похожий этим качеством на её мужа, а любимый Ларисы — был жестоким и очень эгоистичным.

Несмотря на то, что между героинями есть сходство в том, что им довелось полюбить недостойных людей, у них есть различие в отношении к любимым. Безропотная, скромная Катерина Бориса ни в чём не обвиняет: ни в том, что он сделал её несчастной, воспользовавшись её необдуманным страстным порывом, ни в том, что он отказался взять её с собой в Сибирь. А гордая и самолюбивая Лариса после пикника говорит Паратову, чтобы он сказал, жена она теперь ему или нет. То, что Паратов обручён с другой, оказалось для девушки ужасным ударом: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7). После этого в своём монологе Лариса говорит, что ей ничто стало не мило, что ей жить незачем, но броситься в Волгу у неё не хватило решимости. После выстрела Карандышева она попросила его положить пистолет на стол рядом с ней и, умирая, сказала: «Это я сама… сама» (действие 4, явление 11)

У Катерины более цельный, решительный характер. Потеряв любимого, уехавшего в Сибирь и не желая постоянно слышать упрёки свекрови, она бросилась в Волгу и погибла.

Причины трагедии героинь

Главная причина трагической гибели Катерины и Ларисы состоит в том, что они страстно хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми, но обманулись в своих избранниках, предавших их. Мечтательные, бесхитростные, доверчивые девушки полюбили недостойных их мужчин и не смогли перенести постигшего их разочарования в жизни.

Кроме того, трагедия героинь произошла из-за отсутствия в них нравственного стержня, из-за пагубной атмосферы в доме, а в пьесе «Бесприданница» ещё и из-за власти денег в жизни общества.

Сравнительная характеристика Ларисы и Катерины (таблица)

Сравнительные параметры Лариса Катерина
Место и время действия драмы Город Бряхимов, расположенный на берегу Волги; 1870-е годы. Город Калинов, стоящий на волжском берегу; 1850-е годы.
Общественное положение, образование Из обедневших дворян (в 1-ом действии Кнуров говорит: «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная»). Хорошо образованна, умеет держать себя в обществе. Жена молодого купца Тихона Кабанова. Не очень образованна.
Образ жизни Жизнь в доме Огудаловых похожа на жизнь в цыганском таборе. В нём постоянно гости, в основном, холостяки, с которыми мать заставляет Ларису любезничать, развлекать пением и музицированием. Жизнь проходит в доме властной свекрови Кабанихи, которой Катерине приходится во всём подчиняться.
Различные черты характера Гордость, самолюбие. Безропотность, скромность.
Сходные черты характера Чувствительность, ранимость, терпеливость, доверчивость, свободолюбие, искренность.
Спутники жизни Жених Ларисы Карандышев и муж Катерины Тихон недостойны любви своих избранниц, так как являются жалкими, ничтожными личностями.
Трагедия несчастной любви Блестящий барин Паратов, которого Лариса считала идеалом мужчины, после двух месяцев ухаживаний за ней исчез из города. Когда через год он приехал, Лариса снова поверила, что он её любит, и рассталась из-за него с женихом. Узнав, что у Паратова есть невеста, Лариса хочет покончить жизнь самоубийством, но не решается. Смертельно ранившего её Карандышева она благодарит. Умирая, говорит всем, что выстрелила в себя сама. Мужа Катерина жалеет, но не любит. За него её выдали очень рано, со временем она ощутила стремление к романтической любви и полюбила Бориса, такого же безвольного, как Тихон, только, в отличие от него, хорошо образованного.

После публичного признания в супружеской измене Катерина не смогла переносить разлуку с любимым и постоянных укоров Кабанихи и бросилась в Волгу.

Вывод Трагедия Ларисы и Катерины состоит в том, что они полюбили и доверились мужчинам, недостойным их любви.

Вывод

Героини драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» живут в разное время, но в них обеих сильно стремление к свободному выбору, к верности своему внутреннему миру. Автор показал, что судьба женщины во многом зависит от социального статуса женщины и от её окружения. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет, что причина их трагедии состоит в том, что эти гордые, страстные героини с чувствительными душами не могли более мириться с жизнью среди грубых, бездушных людей. Они стремились к счастью, к свободному выбору своего жизненного пути и избранника, но окружающие их люди оказались недостойными их любви.

Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

1 комментарий к “Катерина Кабанова и Лариса Огудалова — сравнительная характеристика героинь драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.