Моцарт и Сальери — сравнительная характеристика героев трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»


Главные герои трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» — композиторы, у которых принципиально разное отношение к творчеству. Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери выявляет не только различие, но и некоторое сходство этих героев.

Отношение к жизни

Рисуя образы героев трагедии, Пушкин показал два типа мировосприятия.

Моцарт — жизнелюбивый человек, чувствующий гармонию и красоту жизни. По его мнению, всё в мире устроено правильно. Он считает, что мир не мог бы существовать, если бы жрецов прекрасного, чья душа слышит музыку небес, было бы слишком много, ведь тогда «никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни».

Сальери в своих монологах говорит о том, что мало он любит жизнь и что правды нет не только на земле, но и на небесах.

Отношение к музыке и славе

Несмотря на разное отношение к жизни, любовь к музыке сближает этих героев.

Моцарт не мыслит себя без музыки и сочиняет её даже по ночам. Герой чужд тщеславию, хотя понимает, что он гений, а не рядовой композитор, но не считает себя исключением. По его мнению, он и Сальери — просто одни из немногих, кто чувствует силу гармонии.

Сальери из-за любви к музыке отрёкся от наук, ей чуждых, и от праздных забав. Он решил сначала изучить музыку, как ремесло, и «сделался ремесленник» в искусстве. Для того, чтобы изучить ремесло композитора досконально, этот герой умертвил звуки и разъял музыку, как труп. Только  поверив алгеброй гармонию, он отважился творить и познал вдохновение, но был недоволен своими творениями и бросал ноты в огонь.

Всё же трудолюбивый Сальери смог добиться славы и наслаждался ею. Но счастье этого композитора длилось недолго, потому что он завидовал таланту Моцарта, понимая, что небеса одарили того особым даром.

Взаимоотношения

Сальери завидует Моцарту и ненавидит его, считая несправедливым то, что такой талант достался легкомысленному человеку, а не труженику, как он сам. Он решает убить Моцарта для того, чтобы тот своим гениальным искусством не навредил тем композиторам, которым далеко до гениальности.

А простодушный Моцарт даже не подозревает, что его друг Сальери так ненавидит его и считает своим врагом. Для этого гениального композитора его друг — такой же гений, как он сам. Он относится к другу сердечно, доверяет ему, рассказывает, что написал Requiem по заказу человека, одетого в чёрное, что произведение готово, но чёрный человек не приходит за ним. После этого Сальери незаметно бросил в стакан Моцарта яд.

Характер

Моцарта и Сальери сближает любовь к музыке и композиторский талант, а разъединяет то, что эти герои по характеру являются антагонистами.

Моцарт — человек добрый, с открытой душой. Ему свойственны следующие черты характера:

  • скромность;
  • доброта;
  • доверчивость;
  • искренность;
  • жизнелюбие.

Он обладает интуицией и чувством юмора, доброжелателен к людям, независимо от их социального положения, заботится о своей семье.

Характер Сальери раскрывается в монологах, в отношении к Моцарту и к старому слепому уличному скрипачу, которого он назвал презренным фигляром. Пушкин показал следующие черты его личности:

  • трудолюбие;
  • высокомерие;
  • гордыня;
  • тщеславие;
  • лицемерие;
  • завистливость.

Сальери бездушен, из-за чёрной зависти он отравил Моцарта.

Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (таблица)

Сравнительные параметры Моцарт Сальери
Отношение к жизни Любит жизнь, её красоту и гармонию. «…Мало жизнь люблю», — это его слова из 2-го монолога.
Отношение к музыке Не мыслит себя без музыки, чувствует её гармонию. Любит музыку, но относится к ней не как творец, а как ремесленник.
Отношение друг к другу Относится к другу как к равному по гениальности. Завидует Моцарту, считает, что он не заслуживает своего дара.
Черты характера Доверчивость, доброта, скромность, искренность, жизнелюбие, душевная щедрость. Трудолюбие, гордыня, высокомерие, тщеславие, завистливость.

Вывод


А. С. Пушкин в своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» через образы главных героев раскрыл тему отношения к искусству как к «ремесленничеству» и как к творчеству.

Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери подтверждает идею пушкинского произведения, состоящую в том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.