Главные герои трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» — композиторы, у которых принципиально разное отношение к творчеству. Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери выявляет не только различие, но и некоторое сходство этих героев.
Содержание
Отношение к жизни
Рисуя образы героев трагедии, Пушкин показал два типа мировосприятия.
Моцарт — жизнелюбивый человек, чувствующий гармонию и красоту жизни. По его мнению, всё в мире устроено правильно. Он считает, что мир не мог бы существовать, если бы жрецов прекрасного, чья душа слышит музыку небес, было бы слишком много, ведь тогда «никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни».
Сальери в своих монологах говорит о том, что мало он любит жизнь и что правды нет не только на земле, но и на небесах.
Отношение к музыке и славе
Несмотря на разное отношение к жизни, любовь к музыке сближает этих героев.
Моцарт не мыслит себя без музыки и сочиняет её даже по ночам. Герой чужд тщеславию, хотя понимает, что он гений, а не рядовой композитор, но не считает себя исключением. По его мнению, он и Сальери — просто одни из немногих, кто чувствует силу гармонии.
Сальери из-за любви к музыке отрёкся от наук, ей чуждых, и от праздных забав. Он решил сначала изучить музыку, как ремесло, и «сделался ремесленник» в искусстве. Для того, чтобы изучить ремесло композитора досконально, этот герой умертвил звуки и разъял музыку, как труп. Только поверив алгеброй гармонию, он отважился творить и познал вдохновение, но был недоволен своими творениями и бросал ноты в огонь.
Всё же трудолюбивый Сальери смог добиться славы и наслаждался ею. Но счастье этого композитора длилось недолго, потому что он завидовал таланту Моцарта, понимая, что небеса одарили того особым даром.
Взаимоотношения
Сальери завидует Моцарту и ненавидит его, считая несправедливым то, что такой талант достался легкомысленному человеку, а не труженику, как он сам. Он решает убить Моцарта для того, чтобы тот своим гениальным искусством не навредил тем композиторам, которым далеко до гениальности.
А простодушный Моцарт даже не подозревает, что его друг Сальери так ненавидит его и считает своим врагом. Для этого гениального композитора его друг — такой же гений, как он сам. Он относится к другу сердечно, доверяет ему, рассказывает, что написал Requiem по заказу человека, одетого в чёрное, что произведение готово, но чёрный человек не приходит за ним. После этого Сальери незаметно бросил в стакан Моцарта яд.
Характер
Моцарта и Сальери сближает любовь к музыке и композиторский талант, а разъединяет то, что эти герои по характеру являются антагонистами.
Моцарт — человек добрый, с открытой душой. Ему свойственны следующие черты характера:
- скромность;
- доброта;
- доверчивость;
- искренность;
- жизнелюбие.
Он обладает интуицией и чувством юмора, доброжелателен к людям, независимо от их социального положения, заботится о своей семье.
Характер Сальери раскрывается в монологах, в отношении к Моцарту и к старому слепому уличному скрипачу, которого он назвал презренным фигляром. Пушкин показал следующие черты его личности:
- трудолюбие;
- высокомерие;
- гордыня;
- тщеславие;
- лицемерие;
- завистливость.
Сальери бездушен, из-за чёрной зависти он отравил Моцарта.
Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (таблица)
Сравнительные параметры | Моцарт | Сальери |
Отношение к жизни | Любит жизнь, её красоту и гармонию. | «…Мало жизнь люблю», — это его слова из 2-го монолога. |
Отношение к музыке | Не мыслит себя без музыки, чувствует её гармонию. | Любит музыку, но относится к ней не как творец, а как ремесленник. |
Отношение друг к другу | Относится к другу как к равному по гениальности. | Завидует Моцарту, считает, что он не заслуживает своего дара. |
Черты характера | Доверчивость, доброта, скромность, искренность, жизнелюбие, душевная щедрость. | Трудолюбие, гордыня, высокомерие, тщеславие, завистливость. |
Вывод
А. С. Пушкин в своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» через образы главных героев раскрыл тему отношения к искусству как к «ремесленничеству» и как к творчеству.
Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери подтверждает идею пушкинского произведения, состоящую в том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».
Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.