Известно, что в период конца ХIХ–начала ХХ веков начинающий писатель Максим Горький увлекался популярными в то время идеями мировой философии, прежде всего А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Но в художественных произведениях он воплотил эти идеи в соответствии со своим пониманием и жизненными наблюдениями — в модифицированном виде. Поэтому ранние произведения Горького, в том числе и рассказ «Старуха Изергиль», отражают идеи Шопенгауэра и Ницше, но явно демонстрируют и собственные, независимые взгляды писателя.
Как и у Ницше, центром философской системы Горького становится Гордый Человек (сверхчеловек). Горький отдает предпочтение людям, свободным от законов общества. Его любимые герои — нищие, бродяги, цыгане, воры…Он их идеализирует или, если говорить мягче, ставит с точки зрения моральных качеств выше обычных, законопослушных, людей.
В связи с этим психологическая характеристика образа старухи Изергиль несколько сложна. Если трактовать идею Ницше о сверхчеловеке совсем просто, то это выглядит так: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».Получается схема: животное — человек — сверхчеловек. В рассказе Горького старуха Изергиль занимает позицию каната (моста). Она не достигает вершин и силы сверхчеловеческой личности, но указывает направление, по которому, как считают Ницше и Горький, должна осуществляться моральная эволюция человечества.
Содержание
Внешность
Старуха Изергиль живёт в Бессарабии, под городом Аккерманом, на берегу Чёрного моря. В настоящее время это территория Украины.
Ей примерно 70 лет, возможно, чуть больше, но выглядит она очень старой, похожей на саму смерть. Её тело было согнуто пополам, а чёрные в молодости глаза стали тусклыми и слезились. Она улыбалась беззубым ртом и при рассказе указывала вдаль дрожащей рукой с кривыми пальцами.
Сухие губы её потрескались, подбородок заострился, волосы полностью поседели, а щёки провалились в результате отсутствия зубов. Голова её была обмотана красной тряпкой.
Кожа не только на лице, но и на шее, на руках была в глубоких морщинах. Иссушённая временем и солнцем, старуха Изергиль всё-таки была живой, но в глазах её не было огня, а в сердце — желаний. Голос её звучал певуче, но был скрипучим и как будто хрустел.
Характер
Изергиль олицетворяет собой романтическую личность. Она решительна, смела, никогда не была ничьей рабой, если не считать добровольного рабства у еврея. Она горда и не прощает обидных слов в свой адрес. У неё огромная сила воли, тяга к свободе и жажда жизни.
В молодости она была живой, энергичной и работящей. Впоследствии все её занятия состояли в любовных приключениях.
Но нет у неё глубокой привязанности к людям и ответственности за тех, кто её любил. Она плачет иногда и горюет о погибших, но это чувство скоротечно — вихрь жизни снова подхватывает её и несёт дальше, к новым приключениям.
История жизни Изергиль
Изергиль знает много сказок и легенд, да и её собственная жизнь полна событий и приключений, в основном любовных. Она с удовольствием рассказывает легенды и свои истории молодым, считая, что для них это интересно и поучительно. Так, она знакомит своего собеседника (повествователя) с двумя легендами: о гордом Ларре, сыне орла и женщины, и человеколюбивом Данко, отдавшем свою жизнь во имя счастья людей. И рассказывает о своей жизни.
В молодости она ткала ковры — «с утра до ночи». А ночью бежала к тому, кого любила. И так бегала три месяца — пока была любовь.
В то время она с матерью жила в Румынии, на хуторе близ города Бырлада на берегу одноимённой реки. Ей было 15 лет. Своего возлюбленного она описывает высоким, гибким, черноусым, веселым парнем. Он был рыбаком. Мать, узнав обо всём, побила её, но Изергиль не убежала с ним, как он просил. Девушка бросила его, так как парень уже разонравился ей — «только поет да целуется, ничего больше!» Позже он погиб.
Потом она любила рыжего гуцула, имя которого забыла. Потом был немолодой уже и богатый турок, в гареме которого Изергиль жила «целую неделю», а потом заскучала. У него было 8 жён, которые только и делали, что ели, спали и болтали глупости. Она сбежала от турка с его 16-летним сыном в Болгарию. Юноша тоже впоследствии умер от тоски по дому или от любви. Она его тоже любила и плакала над ним, понимая, что, возможно, убила этого мальчика своей безудержной любовью, ведь она была вдвое старше его.
Там, в Болгарии, её ударила ножом в грудь из ревности какая-то женщина. Изергиль долго болела, за ней в женском монастыре ухаживала одна монашка, полька. С её братом, тоже монахом, Изергиль сбежала в Польшу. Но он, по её словам, оказался подлым человеком, и в порыве обиды за его «гордое, обидное слово» она сбросила его с берега в реку. Он барахтался и кричал, но Изергиль ушла и больше никогда с ним не встречалась. Она отмечала, что «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками».
В Польше героине не нравилось всё: холодные и лживые люди, их «змеиный» язык — все шипят. «Это бог дал им такой змеиный язык за то, что они лживы», — говорила она.
Она ушла оттуда, её купил один еврей, чтобы торговать ею, и Изергиль заработала много денег, у неё были уже лошади, золото и слуги.
Потом она любила одного изрубленного саблей поляка, воевавшего за греков с турками. А затем полюбила очень красивого молодого поляка Аркадэка, а ей было уже 40 лет. Он долго добивался её, но, добившись, тут же бросил, а она не могла его забыть. Он попал в плен во время польского освободительного восстания, и Изергиль, одевшись нищей, пошла его выручать. Она убила часового, утопив его в грязной луже, и Аркадэк с друзьями вышел на свободу. Но и теперь не дождалась она от него любви. Так Изергиль осталась одна и решила, что пора уже ей заводить семью. Она вышла замуж за молдаванина и прожила с ним 30 лет, а теперь осталась одна — муж умер.
Сейчас она находит утешение в том, что рассказывает свои истории молодым. Старуха считает, что сейчас люди не умеют жить, а только примеряются к жизни. «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они?.. И красавцев становится все меньше».
Как знакома эта песня всем! Каждое поколение людей рассказывает о том, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее…
Но если по существу: чем всё-таки была примечательна жизнь старухи Изергиль? Что полезного сделала она в жизни? Чему можно поучиться у неё молодому поколению?
На эти вопросы пусть каждый ответит себе сам.
Вывод
Используя поэтическую символику романтизма, Горький начинает повествование романтическим пейзажем: огромное море и бескрайняя степь. Но этот пейзаж наполнен и реалистическими приметами: живыми запахами и красками, звуками пения и музыки, силуэтами людей.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» чётко выделяется концепция трёх вариантов жизни: жизни для себя и вне людей в легенде о Ларре; жизни для себя, но с людьми в истории Изергиль; жизни для людей и с людьми в притче о Данко. Образ старухи Изергиль воплотил в себе черты героев легенд Ларры и Данко. Но всё-таки её сущность ближе к образу Ларры. Ларра из-за собственной гордыни и ради своей прихоти убивает невинную девушку; Изергиль ради любимого, а скорее, ради своей к нему любви убивает невинного человека (часового), а Данко убивает себя ради других…
Характеристика образа старухи Изергиль может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Спасибо))