Критика всегда была благосклонной к повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», основанной на реальных событиях. Сам автор называл её самым целомудренным своим произведением. «Превосходной вещью» назвал повесть М. Горький. «Великую любовь» увидел в ней К. Паустовский.
Любовь Желткова к Вере Николаевне Шеиной называют идеальной, великой, возвышенной, очищающей — такой, которая бывает «один раз в тысячу лет».
Но есть и другие мнения. Например, литературовед и литературный критик Д. Кузьмин считает, что по-настоящему Веру любит не Желтков, несколько лет преследующий её своими признаниями и письмами, а муж, Василий Львович Шеин, который желает счастья своей супруге и поэтому оберегает её от ненужных проблем и волнений. Журналист Ю. Стеклов вообще не считает чувство Желткова настоящей любовью, так как «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь познаётся в совместной жизни супругов, а «любовь» Желткова к княгине Вере не прошла испытания браком, поэтому априори не может считаться таковой.
Тем не менее, характеристика образа Желткова очень важна для понимания сути повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Содержание
Внешность и образ жизни
Георгий С. Желтков (квартирная хозяйка, полька по национальности, называла его Ежий, что по-русски означало «Георгий») — небогатый чиновник контрольной палаты. Свои письма он подписывал инициалами Г. С. Ж. Ему примерно 30–35 лет. Он высок ростом и худощав. Его длинные пушистые мягкие волосы доходили до плеч, а лицо было очень бледным и нежным. Голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине делали это лицо похожим на девичье. Голос у Желткова был настолько тихим, что иногда невозможно было разобрать слов. Одет он был в короткий пиджачок.
Во время посещения его мужем и братом Веры он сначала вёл себя довольно взволнованно, у него дрожали руки. На нервический характер Желткова указывали его худые, нервные пальцы, которые «бегали» по борту пиджака, застегивая и расстегивая пуговицы. Он без необходимости то трогал руками лицо, то щипал рыжеватые усы, то снова теребил пуговицы.
Желтков в первые минуты появления в его комнате посетителей вызывает жалость: он напуган, совершенно растерян. Общаться с аристократами на равных он не может, а потому очень робеет. Но когда Николай Николаевич заявил, что после присылки гранатового браслета они с мужем Веры хотели обратиться к власти (вероятно, к полиции), то поведение Желткова резко меняется. Он рассмеялся, сел удобно в угол дивана, закурил и стал держаться увереннее. С чем было связано такое преображение?
Раньше вопросы о чести дамы решались дуэлью. Но это касалось мужчин благородного происхождения. Желткова таковым не считали, и это страшно оскорбило его — он был человеком с обострённым чувством собственного достоинства. После оскорбления он ведёт себя уже не как испуганный «маленький человек», а уверенно и почти вызывающе.
И далее он ведёт себя благородно: даже под угрозой не отказывается от своей любви, считая, что такой любовью его наградил Бог. Не унижается он и перед княгиней, когда разговаривает с ней по телефону и прощается.
О том, что герой повести не был богат, читатели узнают из его собственного признания в письме к Вере Шеиной, а также из описания квартиры, которую он снимал. Подъезд дома был грязным, тёмным, с заплёванной лестницей и неприятным запахом: пахло мышами, кошками, керосином и стиркой.
Маленькая комната на 6 этаже тоже была едва освещена и похожа на кают-компанию грузового корабля. В ней стояли только узкая кровать, большой и широкий диван и стол посередине.
Квартирная хозяйка говорит после его смерти Вере, что у него есть брат, который упросил, чтобы покойного не везли в анатомический театр, а похоронили по-христиански.
Характер
О характере Желткова читатели узнают со слов его квартирной хозяйки и из содержания его писем к Вере Николаевне.
По словам хозяйки, это был чудесный человек. Он жил у неё 8 лет, и за это время стал ей как родной сын.
Желтков не лишён критического отношения к себе. Он, например, признаётся в письме, что у него нет тонкого вкуса; понимает, что не имеет права часто беспокоить княгиню своими письмами. Муж Веры Николаевны при первой же встрече с ним понял, что «этот человек не способен обманывать и лгать заведомо».
Желтков ценит и понимает классическую музыку. В своём письме он указывает сонату Бетховена № 2, op. 2. Largo Appassionato как лучшую и просит Веру прослушать её.
О его педантичности и аккуратности говорит каллиграфический, без помарок, почерк.
История любви Желткова
О своей любви Желтков рассказывает в письмах к Вере.
8 лет назад он впервые увидел её в цирке и влюбился, так как понял, что «на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше». Тогда Вера ещё не была замужем, но он понимал, что у него нет никаких шансов — они были людьми разного социального положения. Поначалу он писал ей, по его словам, «глупые и дикие письма» и даже ждал на них ответа.
Все эти годы он постоянно следил за ней, знал, где она бывала и как была одета. Любовь поглотила его настолько сильно, что больше в жизни его ничего не интересовало: ни наука, ни политика, ни социальные проблемы, а вся жизнь заключалась только в ней. Это говорит об ущербности героя и нисколько не возвышает его в глазах читателя.
Он проверял себя и решил, что это не болезнь и не маниакальная идея — это любовь как Божье вознаграждение и единственная радость в жизни.
Муж Веры был согласен с этим заключением.
На очередные именины Желтков прислал Вере в подарок гранатовый браслет, который принадлежал его прабабке, а затем матери. Он переделал его основу, но камни оставил.
Этот браслет вызвал негодование брата Веры, и он решил прекратить эту затянувшуюся любовную историю: разыскал Желткова и попросил его больше не преследовать его сестру. Она, кстати, то же самое сказала по телефону самому влюблённому в неё чиновнику. В тот же вечер он покончил жизнь самоубийством, так как смысл жизни для него был потерян без возможности хоть изредка видеть любимую женщину.
Православный взгляд
Поскольку в повести неоднократно упоминается Бог, интерпретируется молитва «Отче наш», любовь Желткова характеризуется данной от Бога («Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам»), то просто необходимо сказать несколько слов по этому поводу.
Желтков несколько лет преследует чужую жену, хранит её вещи (в том числе украденные им), целует её записку и т. д., что противоречит 10-й заповеди «Не желай жены ближнего твоего». Бог не мог послать Желткову такую греховную любовь, нарушив свою же заповедь.
Влюблённый мужчина превратил женщину в бога, создал из неё своего идола, кумира, которому поклонялся и больше ничего в жизни не видел. Её вещи он превратил для себя в иконы и страстно их целовал. Для Желткова бог — это смертная женщина. Таким образом, нарушена 2-я заповедь «Не сотвори себе кумира».
Самоубийство — нарушение 6-й заповеди «Не убивай». Убийство себя — страшный грех.
В конце повести в уме Веры слагались в молитву слова, как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Но это предложение взято из молитвы «Отче наш», оно только о Боге и не может относиться к смертному человеку, тогда это будет просто кощунством.
Вывод
В повести Куприна показана драма человека низшего сословия, которого никогда не примут в высшем обществе. Как бы хорош он ни был, каких бы целей ни достиг, он никогда не сможет преодолеть сословный разрыв.
Все его ухаживания изначально были обречены на провал, даже когда Вера ещё не была замужем — и сам Желтков это прекрасно понимал, поэтому ограничивал себя только письмами.
Но образ Желткова — это не образ «маленького человека», что и было показано в сцене объяснения мужа и брата Веры с ним. После угрозы обратиться в полицию Желтков как будто просыпается и перестаёт чувствовать себя ниже своих посетителей.
Образ Желткова усиливается и музыкой, которая лишь на миг прерывается тревогой, а дальше снова идёт плавно и размеренно — так и жизнь продолжается после гибели героя.
О другом звуковом мотиве — православной молитве — было сказано выше.
К главному герою нет однозначного отношения, как и к его любви. Ведь по существу он совсем не знает Веры, не знаком с её внутренним миром. Однажды случайно увидев её, он создаёт для себя идеальный образ, а потом сам же подпитывает его.
Его поведение иногда напоминает сталкинг — преследование, навязчивое внимание к определённому человеку. Сталкеры считают, что их действия вызваны любовью (или ревностью). Они начинают с попыток «доказать свою любовь», посылают письма, цветы или подарки, а затем переходят к оскорблениям и угрозам. Конечно, Желтков несколько иная личность, но в жизнь любимой женщины он всё-таки вносит тревогу, от которой она хочет избавиться. Любящий же человек должен желать любимой душевного покоя и не трогать её личного пространства.
И последнее замечание: в общении со старшеклассниками нельзя допускать романтизацию смерти — их мировоззрение окончательно ещё не сформировалось.
Характеристика образа Желткова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.