«Имя твоё — птица в руке…» (М. И. Цветаева) — анализ стихотворения

Поэтесса Марина Ивановна Цветаева изобрела интересный способ общения с помощью коротких фраз, соединённых между собой с помощью параллелизма, которые несут общий смысл. Эта находка звучала символично, как симфония влюблённого человека («Имя твое — птица в руке, имя твоё — льдинка на языке»).

История создания

В 20 веке в царской России зарождаются новые направления литературы, появляются новые имена в поэзии. Первым символистом, покорившим не только своим творчеством, но и интеллигентностью, образованностью и необычностью мировоззрения стал Александр Блок. Безусловно, Марина Цветаева по-особенному относилась к своему кумиру и наставнику. Рассматриваемое стихотворение стало первым в сборнике поэтессы, который она посвятила Блоку. Оба поэта рассыпали комплименты друг другу, но нельзя сказать, что незаслуженно: каждый из них был достоен, чтобы о нём говорили. Александр во многом в творческом плане предпочитал Ахматову, но иногда уделял внимание своими поэтическими строками и Марине Цветаевой.

Жанр, направление и размер

Цветаева адресует весь текст стихотворения как послание, но автор нисколько не рассчитывает получить ответ на высказанное своё отношение к Блоку.

Можно ли отнести это стихотворение к элегии? Текст содержит много метафор, чувства обнажены, но этот жанр требует от автора строк грусти, которой не наблюдается в тексте «Имени твоём».

Стихотворение претендует на жанр оды, так как Цветаева хвалит своего кумира, но поэтесса не занимается самоуничижением, и это опять не то.

Направление определить гораздо просто, так как Цветаева с самого раннего своего творчества творила в символистическом духе.

Литературные критики называют произведение «Имя твоё» тоническим. Оно не соответствует какому-то конкретному размеру. Рифмующиеся строки имеют равное количество ударных слогов (от трёх до четырёх). Таким образом, о такого рода стихотворениях, говорят, что они написаны «дольником»: в данном конкретном случае, это четырёхстопный дольник. От традиционной перекрёстной рифмовки Цветаева отказывается и решает использовать парную рифмовку. Рифма у поэтессы мужская, так как ударение падает на последний слог.

Композиция

Стихотворение делится на три строфы, состоящие из шести строк.

Первая строфа связана с третьей по своему лейтмотиву. Первая звучит как вступление с нейтральными образами, а третья — заключительная часть текста с мотивом смерти.

Вторая строфа выглядит звучной, живой. Читатель в ней услышит много звуков:

  • падающий в воду камень;
  • звук лошадиных подков;
  • взведённый курок револьвера.

Стихотворение содержит меланхолическое настроение, восхищение. Мир тихо-тихо тускнеет в авторских глазах.

Образы и символы

Множество цветаевских образов так или иначе связаны с Блоком. Образ «птицы в руке» создаёт противоречие: вольная птица находится на ладони человека, которого нельзя назвать свободным. Так Цветаева говорит о Блоке, который попал в общество, которое изначально безвольно.

Образ «льдинки на языке» ярко демонстрирует отношение поэтессы к своему кумиру. Даже само имя Блока освежает её душу и тело, но этот холод всё же стоит убрать, чтобы не замёрзнуть.

Плеск, стук и щёлканье — образы постоянного присутствия Блока для Цветаевой: он всюду, во всех её делах. Образы из третьей строфы говорят о смерти («поцелуй в глаза», «глубокий сон», «нежная стужа недвижных век». Всё же Блок для поэтессы – живой, искренний, хотя вокруг безжизненный холод.

Темы

«Имя твоё» не изобилует темами, их всего две, они достаточно конкретны:

Александр Александрович Блок — основная из этих тем. Конкретного упоминания о поэте читатель не увидит, но есть достаточное количество ассоциаций.

Второй темой цветаевского стихотворения можно считать «любовь». Поэтесса трепетно относится к творчеству Блока, она им восхищается.

Проблемы

Цветаева не просто видит проблемы и высвечивает их перед читателем, она рисует перед ним живые яркие картины.

  1. Одна из проблем стихотворения — это противоречие и гармония. Образ человека, вызывающего самые разные чувства — это Блок. Рядом находятся и любовь, и ненависть.
  2. Особняком Цветаева рисует проблему вечной жизни. Ей хочется быть рядом со своим кумиром, старается разобраться в страхе перед смертью — есть ли он? Если человек уходит в иной мир, может, это не так страшно? Это просто другая стадия его жизни?

Идея

Главной мыслью стихотворения «Имя твоё» является поиск нравственного идеала и жизненного ориентира. Трудная историческая ситуация, сложившаяся за 15 долгих лет, лишила народ России патриотизма и духовности, произошло исчезновение романтичности. Значит, нужно учиться жить заново, искать новые ориентиры. Именно этим и занимается сейчас Цветаева: она внемлет блоковским идеям, повторяет его шаги в новом столетии. Поэтесса ищет правильный путь не только для себя, но и для своей страны. Поэтесса ищет свои идеалы, чтобы не преклоняться перед врагом.

Средства художественной выразительности

Цветаева всегда использует в своих текстах самый различный спектр выразительных средств. «Имя твоё» — не исключение:

  • Звукоподражание, которое помогает читателю получить те ассоциации, которые помогают получить полное представление об образах стихотворения.
  • Аллитерации:

— ряд звуков «к», «т», «п» («камень, кинутый в тихий пруд, всхлипнет так, как тебя зовут»);
— ряд звуков «к», «щ», «ч» («в лёгком щёлканье ночных копыт громкое имя твоё имя гремит»);
— ряд звуков «к», «щ» как звук металла («звонко щёлкающий курок»).

  • Синтаксический параллелизм («имя твоё», «имя твоё»).
  • Метафоры:

— («птица в руке»);
— («нежная стужа недвижных век»).

  • Красноречие («льдинка на языке»).
  • Перифраз («пять букв»). Это вызывает ассоциацию с фамилией поэта, которая писалась раньше по орфографическим законам как «Блокъ».
  • Риторическое восклицание («ах, нельзя!»).

Каждое средство выразительности подобрано чётко, в соответствии с выбранным образом в поэтическом тексте.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *