Автор — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является центральным, поскольку он проведён через всё произведение и объединяет весь его текст. Характеристика автора раскрывает его черты, мысли, чувства не только через лирические отступления, которых в романе множество, но и через его отношение к главным героям романа.

Отношение автора к Онегину

Представляя в первой главе романа Евгения Онегина, поэт говорит, что это его добрый приятель. Герой романа превращён силой поэтического таланта Пушкина в живого человека, с которым подружился автор, когда, как и Евгений, разочаровался в светском обществе. Он симпатизировал Онегину: «Мне нравились его черты, // Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность // И резкий охлаждённый ум».

Автор относится к Онегину с сочувствием и в то же время довольно иронично. Он отмечает, что, как и многие, Евгений учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», имел поверхностные знания, однако «свет решил, что он умён». «Имел он счастливый талант // Без принужденья в разговоре // Коснуться до всего слегка, // С учёным видом знатока // Хранить молчанье в важном споре», — иронично говорит о герое автор.

С иронией поэт отмечает и увлечение юного Евгения «наукой страсти нежной», а также умение злословить: «Как рано мог уж он тревожить // Сердца кокеток записных! // Когда ж хотелось уничтожить // Ему соперников своих, // Как он язвительно злословил!»

Отмечает автор и равнодушие героя к театру: «…на сцену // В большом рассеянье взглянул, // отворотился — и зевнул…» Поэт относится к театру по-другому: «Волшебный край!»

Равнодушен Евгений и к природе, два дня его только занимала красота полей и дубрав, когда он стал «сельским жителем». Автор же относится к природе по-иному: «Цветы, поля, деревня, праздность, // Поля! я предан вам душой».

Когда Ленский вызвал Онегина на дуэль, тот сразу согласился, так как вызов привёз «старый дуэлист» Зарецкий, любящий передавать сплетни. Евгений не хотел, чтобы тот в обществе ославил его трусом.

Приняв вызов, Онегин обвинил себя в том, что подшутил над любовью Ленского к Ольге, и в том, что принял вызов пылкого юноши. Эти мысли героя сходны и с мыслями автора.

Пушкину жаль Ленского, убитого Онегиным, но ему жаль и «убийцу юного поэта», которого мучают «сердечные угрызения».

Онегин уехал из своего селения, где «окровавленная тень ему являлась каждый день», и после нескольких лет путешествий приехал в Петербург. Отношение автора к нему изменилось, исчезла ирония, появилось сочувствие. Онегин повзрослел, многое пережил и стал способен по-настоящему полюбить Татьяну. Поэт с сочувствием описывает его мучения от любви к замужней Татьяне и его чувства, когда та откровенно объяснилась с ним, лишив надежды на общение.

Отношение Пушкина к Татьяне

О том, что Татьяна Ларина — любимая героиня Пушкина, говорит многое: и то, что он передаёт её чувства и мысли с особой нежностью, и то, что никогда не иронизирует над ней, и то, что всё, связанное с этой героиней, для него свято. Поэт говорит о её письме к Онегину: «…Его я свято берегу…»

Автора привлекает в Татьяне то, что в ней нет кокетства, что она доверчива, «верит избранной мечте». Он отмечает её мятежное воображение, поэтичность, одухотворённость, ум, пламенное, нежное сердце.

С нежностью и теплотой рассказывает о героине Пушкин на протяжении всего романа. Отношение автора к Татьяне Лариной серьёзное, уважительное. Особенно это чувствуется в восьмой главе, в которой он отмечает, что в великосветском обществе его любимая героиня сохранила естественность, искренность и осталась верна своему долгу.

Образ автора в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»

Роль автора в романе «Евгений Онегин» очень важна, поскольку его образ, его размышления объединяют весь текст этого произведения. Его богатый внутренний мир отражён в лирических (авторских) отступлениях, в которых он делится с читателем своими чувствами.

В форме лирических отступлений поэт включил в роман много чудесных стихов о природе, которой он восхищается. По мере написания романа видно, как меняется интонация в авторских отступлениях. В начале поэт молод, доверчив, и первые главы он написал с шутливыми интонациями. Но постепенно появляются интонации грустные, видно, что поэт стал более мудрым и зрелым, что у него был горький опыт жизни.

Лирические отступления свидетельствуют о светлом, глубоком уме автора, о его страстности, порывистости, способности глубоко чувствовать.

Вывод

Образ автора в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» свидетельствует о том, что поэт относится к героям этого произведения, как к живым людям. На живое общение автора и героев похожи и лирические отступления. В них он отображает и собственные переживания, а также рассуждения о жизни.

Характеристика образа автора может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *